Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

12.12.2019 14:40 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 05.12.2019 г.

В Бурятии произошёл скандал между руководством и профкомом Каменского лицея имени Кожевина

Автор: Алёна ДМИТРИЕВА.

Каменский лицей имени Кожевина В.Е.

  Чаша долготерпения переполнилась. В учительских коллективах не принято выносить сор из избы. Но здесь его скопилось столько, что люди не выдержали…

  На первый взгляд может показаться, что проблема – в материальном, в деньгах. Новая система оплаты труда, когда есть базовая и стимулирующая части, расколола не один коллектив. Механизм делёжки стимулирующей части, как правило, непрозрачен для рядового учителя. Кто делит, сколько делит, как делит, кому делит – эти вопросы простых учителей часто остаются без ответа. Всё отдано на откуп директоров. Можно сколько угодно говорить об их порядочности и служебном долге. Но директора – живые люди со своими недостатками, страстями, симпатиями и антипатиями. У кого-то получается отделять личное и работу и подходить объективно. У кого-то – нет.

  Наверное, хоть однажды, но такие вопросы возникали в каждой школе района. Возникли они и в Каменском лицее. Осенью прошлого года два воспитанника учителя музыки Каменского лицея А.П. Прокопьевой стали победителями районных конкурсов. Как выяснила Анна Петровна позже, за это должны назначаться несгораемые в течение года стимулирующие баллы, а значит, должны подрасти стимулирующие выплаты (каждый балл имеет конкретную цену в рублях). Но учитель музыки получила за это «стимулирку» только один раз.

  «Я не получила ответа, почему мне нет доплаты. В комиссии и профкоме посоветовали обратиться к директору О.В. Сорокиной», — рассказывает А.П. Прокопьева. Дошло до звонка на «горячую линию» министерства образования республики. Там учителю подробно объяснили, как должно быть. Оказалось, каждое образовательное учреждение должно разработать положение, где нужно подробно описать все критерии: кому, за что и сколько полагается. Не лишним было бы обновлять его, так как минобразования ежегодно издаёт методические рекомендации. Перед заседанием комиссии учитель заполняет так называемый карьерный лист, где подробно расписывает свои достижения. Члены комиссии на основании карьерных листов каждому учителю начисляют стимулирующие баллы (ни в коем случае не суммы, как это практикуется в лицее). Настоятельно рекомендуется выводить из комиссии директоров и завучей (в лицее директор школы была фактически председателем комиссии). Приказ о начисленных баллах должен несколько дней висеть в учительской на видном месте – чтобы несогласные могли обратиться в комиссию за разъяснениями.

  «Я снова стала задавать вопросы, — рассказывает Анна Петровна. — В конце концов, мне сказали: хочешь ответов – действуй сама, мы тебя председателем профкома выберем». И выбрали. 17 мая 2019 года 36 присутствующих на собрании членов профсоюза (из 42) избрали Прокопьеву единогласно.

  Вопросов к руководству школы у многих учителей было немало – касаемо и материальных, а ещё больше – этических моментов. С приходом нового председателя профкома они оформились и громко зазвучали.

  В конце сентября ещё прошлого года (2018-2019-го учебного) многие учителя не досчитались зарплаты. Проверили часы, нагрузку – всё учтено. А зарплата уменьшилась. Тогда вопросы остались без ответов. К концу года, с приходом Прокопьевой в профком, выяснилось: лицей весь прошлый учебный год работал по соотношению 70/30: 70 процентов фонда оплаты труда – базовая, гарантированная часть, 30 – стимулирующая часть, которую ещё надо заработать. Хотя в предыдущий учебный год (2017-2018) соотношение составляло 80/20. На собрании 6 июня администрация школы ничего конкретного не пояснила. Бухгалтер (четвёртый за последние четыре года) по понятным причинам отказалась подтвердить или опровергнуть эту информацию.

  За несколько дней до этого собрания, в конце мая, в коллективный договор были внесены изменения, в том числе и про соотношение базовой и стимулирующей частей – 90/10. Учителя задавали вопросы о том, как будет вестись начисление с 1 сентября. «Это зависит от многих факторов. Не факт, что мы перейдём на это соотношение с нового учебного года», — ответила тогда директор О.В. Сорокина.

  Как словом – так и делом. С сентября этого года соотношение – 85/15. Чтобы разделить «стимулирку» за сентябрь, комиссия собиралась трижды и кое-как разделила в конце октября – из-за того, что директор, которую вывели из комиссии, не утверждала расчёты… Похожая история повторилась с октябрьской и ноябрьской стимулирующей частью. При всём этом с начала года вопросов у педагогического коллектива о распределении стимулирующей части нет: карьерные листы заполняются, итоговый расчёт висит на всеобщем обозрении в учительской.

  Со всеми вопросами в сентябре школьный профсоюз обратился в районный профсоюз работников образования, оттуда – в РУО, где попросили оформить вопросы, жалобы и претензии в письменном виде. «Профсоюзная организация Каменского лицея имени Кожевина В.Е. просит провести независимую аудиторскую проверку финансовой деятельности администрации Каменского лицея имени Кожевина В.Е.», — так начиналась эта служебная записка. Председатель и члены профсоюза просили разобраться с многочисленными, по их мнению, нарушениями финансовой и трудовой дисциплины в лицее. Но независимой аудиторской проверки не случилось. В лицей приехали сотрудники РУО.

  22 октября из РУО на имя А.П. Прокопьевой приходит ответ. По результатам служебного расследования доводы, указанные в обращении, частично подтвердились, директору вынесено дисциплинарное взыскание, рекомендовано устранить замечания. «Установлены нарушения в части неисполнения норм трудового права по вопросам процедуры планирования и контроля определения учебной нагрузки педагогических работников, организации распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников», — сказано в ответе за подписью начальника РУО Л.Н. Власовой.

  Что интересно. Согласно приказу РУО от 12.10.2018 г. № 474 «О доведении нормативного фонда оплаты труда ОО» с 1 сентября 2018 года соотношение базовой и стимулирующей частей составило 95 и 5 процентов соответственно. С 1 января 2019 года согласно нормативным документам и приказу РУО соотношение базовой и стимулирующей частей составило 85 и 15 процентов соответственно.

  Лицей, как уверены в профкоме, отработал весь учебный год по соотношению 70 на 30 процентов. И если это действительно так: директор по своей инициативе уменьшает гарантированную – базовую – часть зарплаты и увеличивает стимулирующую часть, распределяя её так, как считает нужным – как вообще такое возможно?

  Предполагаем также, что справедливым было бы пересмотреть распределение стимулирующей части за тот период, когда были выявлены нарушения – ведь в ответе РУО сказано: «Комиссией выявлены нарушения в Положении о стимулирующей части ФОТ педагогических работников в части содержания критериев эффективности и результативности труда педагогического работника, в процедуре проведения начисления стимулирующей части ФОТ»…

  Вскоре после этого для встречи с коллективом приехала начальник РУО Л.Н. Власова. Но, как говорят учителя, диалог не состоялся. Ещё спустя какое-то время директор собрала коллектив для того, чтобы переизбрать председателя профкома, полномочия которой заканчиваются 17 мая 2022 года. Коллектив своего председателя не сдал.

  Наверное, не надо рассказывать, какая морально-психологическая обстановка в коллективе. И как себя чувствуют члены профкома во время участившихся посещений их уроков со стороны администрации школы…

  Побывав на собрании коллектива в школе, стало ясно: в основе конфликта администрации и коллектива школы – этические моменты. Неразбериха с делёжкой стимулирующих выплат, другие материальные вопросы, внятных ответов на которые учителя не получали годами, – всё это в лицее попало на благодатную почву обид, претензий, неуважения к учителю – независимо от возраста, стажа работы, квалификации и объективных результатов труда. Сорок с лишним человек не хотят утром идти на работу… Но, наверное, не совсем правильно будет акцентировать внимание на личных взаимоотношениях в отдельно взятом педагогическом коллективе.

  После визита в лицей главы района А.А. Сокольникова (дошло и до этого!) администрация и профком, учителя вроде бы договорились работать – совместно готовить внутренние документы, Положения – о стимулирующей, об этических нормах в коллективе, да и коллективный договор заканчивает своё действие буквально на этой неделе, и нужно работать над новым… С того самого дня прошло три недели. Ни одной рабочей встречи руководства школы и профкома по этим вопросам так и не состоялось.

  Цель этой публикации – не скандал. Конечно, не печатать его было бы проще всем. Но если уж такой нарыв есть – давайте его вскрывать, лечить, переживать.

  Всё-таки есть надежда, что администрация школы посмотрит на ситуацию по-другому, увидит её глазами большинства педагогов. Директор по определению должен быть настроен на сохранение коллектива, на создание благоприятных условий для его работы. Не то сейчас время, чтобы разбрасываться учителями, тем более такими, как в лицее! Только один факт: за последние четыре года из лицея ушли больше 10 педагогов – и стажистов, и молодых… Некоторым из них директор школы запретила (!) заходить в учебное заведение, которому они отдали не один десяток лет. Большинство сами обходят лицей стороной – ноги не несут…

  А самое обидное для нас, родителей, – за всей этой вознёй за бортом остаются дети. На них сил, желания работать у измотанного коллектива скоро не останется.

Два комментария

  Начальник РУО Людмила Николаевна ВЛАСОВА: «Воздержусь пока от комментариев. Для объективной оценки происходящего в лицее мы запланировали дни РУО с 9 по 20 декабря. Будет проведён мониторинг условий организации образовательной деятельности, диагностирован уровень психологического комфорта в учебном заведении (проведено анкетирование учителей, детей и их родителей). Мониторинг пройдёт с участием специалистов РУО и педагогов школ района. По итогам дней РУО состоится педагогический Совет, результаты будут доведены до коллектива».

  Председатель районной организации профсоюза работников образования Роза Гайфитдиновна ЕВСЕВЛЕЕВА: «Под руководством профсоюзного лидера А.П. Прокопьевой члены профсоюзного комитета Каменского лицея начали активно действовать – решать вопросы по заработной плате, труду, распределению стимулирующего фонда педагогическим работникам. Эти процессы не проходят гладко, администрация в лице директора О.В. Сорокиной дистанцируется от профсоюзной организации, пытается оказывать давление на выборный орган, а именно на председателя, некорректно высказывает своё мнение в присутствии коллег… С нашей стороны будет направлено обращение в Бурятскую республиканскую организацию профсоюза образования о защите прав председателя первичной организации Каменского лицея А.П. Прокопьевой».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

14