Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

07.10.2019 09:53 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 03.10.2019 г.

В Бурятии более 450 лет в сфере образования работает династия Первушиных и Ворониных из Селенгинска

Автор: Екатерина ВОКИНА.

Елена Вячеславовна Первушина, Наталья Борисовна Вершинина, Нина Фёдоровна Ипатьева, Людмила Петровна Игнатьева из п. Селенгинск. 

  Во дворе Селенгинской первой школы осень играет особенно яркими красками. Не так давно вместо старых тополей здесь посадили канадский клён, который придаёт школьной ограде нарядный вид. Хорошо бы, если эта красота простояла бы до 5 октября, Дня учителя…

  В этой школе работает основное звено учительской династии Первушиных и Ворониных, соединившейся в нынешнем поколении в одну: Л.П. Игнатьева — дочь Петра Фёдоровича Первушина и Татьяны Георгиевны Ворониной. Поэтому для беседы решили собраться именно здесь.

  Молодая часть династии шутит, что могли бы открыть частную школу, потому что среди них есть практически все предметники. «Ну, так и открыли бы!» — пошутили мы. Но молодёжь погрустнела: не коммерсанты мы, а учителя…

  Династия Ворониных берёт своё начало в 19-м веке. Самый её старейший представитель – супруга сосланного из Владимирской губернии в Нерчинский рудник раскольника Отто Пелагея Ивановна, 1821 года рождения, занималась просветительской деятельностью среди ссыльных. Это было так давно, что кроме нескольких документов иных сведений о ней нет.

  А вот другая представительница династии Ворониных — Антонина Лукинична Воронина — работала учителем в Никольской, затем в Колесовской школах. Старшее поколение её помнит и чтит память о ней. Продолжая педагогическую работу, её дочь Евгения Георгиевна Илькова была учителем и завучем Большереченской школы. Вся семья её знает, так сказать, воочию.

  Третье поколение от А.Л. Ворониной – Оксана Борисовна Ащенкова (география, биология, обществознание, история), её сестра Наталья Борисовна Вершинина (английский язык), их двоюродная сестра Людмила Петровна Игнатьева (русский язык, литература), её невестка Первушина Елена Вячеславовна (математика) – уже наши современницы. Молодые (хотя кое-кто из них имеет уже 20 лет стажа), красивые, влюблённые в свою работу. Они как бы посередине двух династий – и по материнской линии, и по отцовской – Ворониных и Первушиных.

  А теперь – о второй половине династии, о Первушиных. Фёдор Андреевич, имевший 39 лет педагогического стажа, и Евдокия Александровна (37 лет стажа) много лет работали в Еланской школе. Он – директором, она – учителем. Потом они переехали в Большую Речку, учительствовали там. Две их дочери – Нина и Анна – пошли по стопам родителей. Нина Фёдоровна, по мужу Ипатьева, считает, что у неё, да и у сестры Анны Фёдоровны, просто не было другого выбора. Вся жизнь в семье вращалась вокруг школы: зимой дети были с родителями в классах, летом – в колхозе, где учителя и ученики помогали выращивать урожаи и разную живность.

  Один из самых уважаемых представителей учительской семьи – Нина Фёдоровна Ипатьева. Она — математик, была предыдущим директором школы и с большим уважением говорит о своих дедах Александре Осиповиче и Андрее Исааковиче. Вернувшись с Первой мировой войны, они основали в Большой Речке свои семьи. У обоих была огромная тяга к образованию. Они и детей заразили, если можно так выразиться, этой тягой к знаниям.

  Мама Нины Фёдоровны учительствовала с 1938 года. А её папа хотел, как и его отец, стать военным. Но, к сожалению, их семью раскулачили (хотя особым богатством она не отличалась – просто правильно вела хозяйство), а потом посадили отца за сход вагонов с железной дороги, где он в то время работал. Так что отца Нины Фёдоровны постигла нелёгка судьба – «сына врага народа».

  Это клеймо не остудило его тяги к знаниям, но стало препятствием к получению профессии военного. Ему отказали в приёме в три военных училища. А вот в педагогическое взяли. Он недоумевал: «Если Родину защищать, я – сын врага народа, а если детей учить – нет?» Однако в 1942 году его призвали на Восточный фронт, где он, возможно, немного утолил жажду получения военной профессии. Но, видимо, учительское дело преодолело её. Так что, придя с фронта, он вновь вернулся в школу. В 1953-м году его отца реабилитировали, приняли в партию, и с тех пор он был незаменимым парторгом школы.

  От него дочерям передалась непреодолимая тяга получать знания при любых жизненных ситуациях. Нина сразу после школы поступила в пединститут, а Аня в первый год попыталась в технологический, но на следующий всё же пришла в педагогический. Н.Ф. Ипатьева отработала в школе 40 лет: 2 года в Оймуре и 38 – в Селенгинской первой, из них 10 лет – директором. Коллеги вспоминают её как прекрасного руководителя. Она считает, что всё лучшее в ней – от наставников. «Ведь я прошла школу Белоголова, Качина, Чибышевой, Михайлиной – лучших педагогов и директоров района».

  Образование без воспитания Нина Фёдоровна категорически не приемлет, не понимает, как можно разделять эти два процесса. Эта позиция – её педагогическое кредо. Она считает, что когда ученик находится с учителем не только на уроках, но и работает рядом, он старается походить на него и имеет больше уважения к наставнику. Н.Ф. Ипатьева вспоминает, как в 1989 году школа взяла экологическое направление в воспитании. В связи с этим в Лемасово был организован летний лагерь, где дети учились правильному и бережливому отношению к природе. Хотя до этого 70 процентов учащихся ни разу не были на Байкале…

  Она вспоминала, а младшие представительницы династии слушали её, затаив дыхание. И уже свои судьбы казались им такими незначительными по сравнению с её. Хотя у каждой из них своя педагогическая стезя и свой путь в профессию. Л.П. Игнатьева решила стать учителем со школы, хотя оба родителя были инженерами. Школьницей она приходила в гости к тёте Нине Фёдоровне, и очень завидовала ей, когда та садилась проверять тетради. Представляла, как станет учителем и тоже будет проверять тетради. Тогда она не знала, какой это нелёгкий труд.

  А тётя в свою очередь считает, что Людмила – учитель от Бога. Она пыталась уйти из школы – бывает, наступает такой момент, называемый «выгоранием». Но, как и предрекла тётя, долго без школы не смогла и через два года вернулась обратно.

  Наталья Борисовна Вершинина ещё во втором классе решила стать учителем английского языка. Потому что хотела быть похожей на Г.Г. Юринскую – красивую, элегантную, аристократичную, которая пришла к ним во втором классе Колесовской школы. Их класс стал экспериментальным в изучении английского. Остальные изучали его с 5-го класса.

  Елена Вячеславовна Первушина «попала» в династию, выйдя замуж. Хотя после школы попыталась поступить в педагогический, но очень разволновалась на вступительных экзаменах. И пошла в технологический. Получила диплом инженера, а когда находилась в декретном отпуске, Н.Ф. Ипатьева попросила её временно преподавать черчение. Она согласилась, и с тех пор не расстаётся со школой. Потом получила второе образование – учителя математики. Так мечта Елены воплотилась в жизнь. Спасибо Нине Фёдоровне, которая разглядела в ней учительскую жилку, и Людмиле Петровне, которая так красиво рассказывала о профессии учителя!

  Другие представители династии: Первушина Валентина Николаевна, учитель Большереченской школы, Косенко Вера Николаевна (политехнический техникум), Глушков Анатолий Лукич, Глушкова Галина Игнатьевна, Воронина Анна Игоревна. Все – учителя по призванию. Случайные люди в школе не работают – они там просто не задерживаются. С профессиональным праздником вас, уважаемые учителя! Ведь вы – настоящие педагоги, для которых, несмотря на все трудности профессии, школа – самое любимое место на Земле!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.