Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

25.10.2019 08:31 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 17.10.2019 г.

Что Большереченский рыбоводный завод прячет в садковом цехе от журналистов Бурятии?

Автор: Екатерина ВОКИНА.

  Нынешней осенью, как и в прежние годы, мы приехали на Большереченский рыбоводный завод – посмотреть, сколько омуля нынче отловлено для воспроизводства, как идёт закладка омулёвой икры в аппараты Вейса, из которых через 9 месяцев выклюнутся мальки и дадут начало новому омулёвому стаду.

  Удивило, что первый сбор икры здесь прошёл 10 октября. Не поздновато ли? Может быть, для посольского омуля, который обычно нерестится позже селенгинского, это не слишком поздно. Но тогда где икра селенгинской популяции, которую нынче отлавливали в Дубинино и Колесово?

  Этого коллектив инкубационного цеха пояснить нам не смог. Директор завода В.Ю Матанцев сказал, что на садковую базу посторонним нельзя, и не пустил нас внутрь, хотя всегда перед корреспондентами «БО» эта дверь открывалась охотно. Что же за ней скрывалось на этот раз? Может быть, малое количество рыбы? Или отсутствие селенгинского омуля?..

  Пройдя с согласия руководителя в инкубационный цех, мы увидели, что аппараты Вейса действительно только-только начали заполняться уже оплодотворённой икрой, которую приносили с садковой базы в цех – бережно, на укрытых носилках. Так же аккуратно её промывают нежные женские руки и помещают в аппараты. В цехе царило оживление. Было видно, что процесс работникам в радость.

  Н.Л. Илькова, Н.И. Думанова, О.В. Тюгашева промывали икру, пропуская её через сита. В вёдрах относили к крайним аппаратам, которые оправданно можно назвать омулёвым родильным домом. Наталья Александровна Буркова осторожно помещала икру в стеклянные ёмкости, называемые аппаратами Вейса и активно применяемые для выращивания мальков. Они представляют собой стеклянные сосуды в виде бутыли, укреплённые на стойках по несколько десятков «горлышком» вниз, объёмом 8 л. На узком конце есть пробка, в которой закреплена трубка. Через неё в аппаратах циркулирует вода, подаваемая в устройство под напором снизу, тем самым поддерживая икринки в подвешенном состоянии.

  Перед началом использования аппарат на треть заполняют водой. Потом аккуратно вливают оплодотворённую икру. Дальше потихоньку его наполняют водой, чтобы не повредить материал. В каждый такой инкубатор помещают до 4 л икры (в 1 литре примерно 70 тысяч икринок). Перед выклевом икру из аппарата переносят в мальковые лотки при помощи шланга. Целых 9 месяцев в цехе идёт напряжённое наблюдение за икрой, чтобы получилось хорошее омулёвое потомство.

  В следующем помещении в неглубоких бассейнах с прозрачной водой плавает проворный сиг – штук по десять в каждой ёмкости. Здесь планируют разведение и этой, ставшей редкой в наших водоёмах, рыбы. В одном из бассейнов нам показали молодь сига. Рядом в стеклянных аквариумах с тёмной водой медленно двигаются метровые осетры. Их выловили на зимовку, а потом снова выпустят в водоёмы. Зимой эту рыбу в естественных условиях предостерегает много опасностей.

  Как и молодь омуля, выпускаемую в Байкал. Об этом нам рассказали бывшие сотрудники рыбоохраны, которых так же волнуют сегодняшние проблемы воспроизводства омуля. Руководство же рыбоводного завода в лице директора отвечать на наши вопросы отказалось. В.Ю. Матанцев сказал: «Нет указаний вас принять». Видимо, Виктору Юрьевичу было нужно указание от вышестоящего начальства – «Байкалрыбвода»…

  Мы удивились: что за секретность? Раньше нас свободно пускали в садковый цех… Собрав воедино вопросы наших читателей, мы направили их в Байкальский филиал ФГБУ «Байкалрыбвод». И оперативно получили такие ответы.

  - Где в этом году шёл отлов омуля для воспроизводства в Кабанском районе?

  - На двух пунктах р. Селенги, а также на двух пунктах Посольского сора. На Бельской гриве (в Большой Речке – ред.) не производился.

  - Сколько было отловлено омуля в реке Селенге?

  - Отлов ещё не закончен, на сегодня он составляет 68,3 %. Квота на вылов по р. Селенге – 24 тонны.

  - Почему омуль, отловленный в районе г. Улан-Удэ, не возят для воспроизводства на Селенгинский завод в Прибайкальском районе, который ближе, а везут на Большереченский?

  - Омуль, выловленный в районе г. Улан-Удэ, не перевозится на Большереченский завод, а выдерживается в русловых садках в р. Селенге.

  - Есть ли на Большереченском заводе икра селенгинской популяции омуля? У нас есть сведения, что селенгинская популяция на завод так и не поступила.

  - Производители селенгинской популяции в условиях Большереченской садковой базы есть. Со дня на день ожидается первая икра, которая в дальнейшем будет перевозиться на Селенгинский рыбоводный завод для инкубации.

  - Почему так поздно приступили к закладке икры посольской популяции – 10 октября?

  - Заготовка икры производится по мере наступления нерестовой температуры и связана с погодными условиями года. Так, в 2018 г. первая оплодотворённая икра была получена 9 октября, в 2019-м – 10 октября.

  - Правда ли, что в октябре на заводе погибла рыба, отлавливаемая для воспроизводства?

  - Нет, не правда.

  - Сколько планируется заложить икры омуля в нынешнем сезоне?

  - Будет зависеть от количества заготовленных производителей.

  - Сохранены ли нагульные пруды, где доращивается омулевая молодь? В каком он состоянии?

  - Байкальский филиал ФГБУ «Главрыбвод» не эксплуатировал озёра-питомники в связи с отсутствием возможности их использования для подращивания молоди.

  - Правда ли, что в нагульных прудах завёлся ротан, который уничтожает всю молодь?

  - Сведения о наличии ротанов отсутствуют.

  Понятно, что у «Байкалрыбвода» свои технологии и аргументы, но даже на самый беглый взгляд на эти ответы возникает ощущение какой-то неправильности нынешней ситуации с омулем. Что же получается? Отлавливают его в нашем районе – в Дубинино и Колесово, везут за много километров на Большереченский завод, где он мечет икру, которую потом везут на Селенгинский завод в Прибайкальский район. Зачем такая сложная схема? Почему нельзя сразу отвозить производителей на Селенгинский завод?

  И ещё: на наш вопрос о плановой цифре закладки икры поступил ответ: это будет зависеть от количества заготовленных производителей. Неужели такое солидное ведомство, как «Байкалрыбвод», оставило плановую деятельность и работает по принципу «пусть оно всё идёт… как идёт»?

  После таких предположений согласишься с вышедшей на днях в «Номере один» статьёй «Защита или прикрытие?», где высказывается опасение, что с нынешней политикой рыбоводных заводов посольская популяция омуля может исчезнуть совсем. Ведь гибель омулей-производителей во время процедуры искусственного воспроизводства составляет 50 %! «Это похоже не на рыбоводство, а на браконьерство, — говорится в статье. – По словам Михаила Думанова (бывшего директора Большереченского рыборазводного завода), при таких условиях легче тогда вообще не трогать омуль, а дать ему возможность нереститься самому, чем убивать такое число своими руками».

  Бедный омуль…

В Большереченском рыбоводном заводе. Надежда Илькова старательно промывает омулёвую икру.
В Большереченском рыбоводном заводе. Наталья Буркова на закладке икры в аппараты Вейса.
Молодь сига, выращенная в Большереченском рыбоводном заводе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.