Сидорово? Позапрошлый век...
Продолжаем рассказывать о деревнях, в разное время и по разным причинам исчезнувших с карты Кабанского района.
Деревня Сидорово – пока одна из неразгаданных тайн, которая хранится в наших краях. Сначала нам про это название сказал житель села Красный Яр А.М. Тугарин. Красноярский краевед тщательно изучал материалы республиканского Национального архива, касающиеся истории своего села. И случайно наткнулся на упоминание о Сидорово, бывшем близ Шергино.
Упоминается деревня Сидорово и в книге, которая есть в районной библиотеке, – «История Кударинской Степной думы в документах Национального архива РБ (1825-1903 г.г.)», автор-составитель Б.Ц. Жалсанова. Там приводится документ, датированный 18 октября 1838 года. Называются границы земель, отводящихся для бурятских родов. Земли эти межуются и именуются «дачами». Например, для сборного рода: «Сей род имеет общую дачу в трёх местах, первую по лесу прямо Степной думы промежу родами 2-го Чернорудского и Базаевского, вторую, отведённую особо на Хандалинской степи, промежу деревнями Шергиной и Сидоровой…»
…В Шергино считается, что первыми поселенцами в этих краях были Шергины, Бусовиковы, Пермяковы и Сидоровы. В 1701 году Шергино уже упоминается в документах. Но каким оно было вначале? Как заселялось? Было ли собрано из нескольких заимок? Таких данных у нас нет. Не нашли мы пока и стариков, кто бы хоть что-то помнил про деревню Сидорово. Вполне возможно, что уже и не найдём... Позапрошлый век. Можно предположить, что Сидорово слилось с Шергино, когда то стало расстраиваться… Или оно всё же было чуть дальше? Ведь «промежу» Шергино и Сидорово были земли бурятского рода…
Сейчас в Шергино живёт одна семья по фамилии Сидоровы. К ним и лежал наш путь.
Радушные хозяева Пётр Степанович и Марина Михайловна тоже не слышали о таком названии – деревня Сидорово… «Знаю, что несколько поколений моих предков жили в этом месте, где сейчас стоит наш дом… А уже глубже, прапрадеды – не знаю», — улыбается Пётр Степанович. Он говорит, что земля Сидоровых тянулась от дома и дальше в Хандалинскую степь… «Сто пятьдесят лет прошло. Теперь только сидеть в архивах – искать… Мы по рассказам что-то ещё помним… А, вообще, плохо, что не храним память предков».
Пётр Степанович пригласил своего двоюродного брата Николая Алексеевича Сидорова, который живёт в Селенгинске, и немного старше его. Вдвоём они стали вспоминать, рассуждать, где же могло быть их родовое гнездо – Сидорово?.. У Сидоровых в роду обязательно были имена Пётр и Степан. И дед Пётр Степанович – полный тёзка внука.
Дед Пётр Степанович
Дед прожил совсем недолгую жизнь – меньше сорока лет. Погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Похоронен в Белоруссии. Прожил недолго, а пережить успел многое…
В 1933 году семью Петра Сидорова, где было трое маленьких детей, раскулачили. Дом деда стоял тут же, где и внук сейчас живёт. Увели весь скот, вынесли из дома всё, оставили только зыбку с младенцем.
Надо было жить дальше. Дед снял с петель дверь, сделал стол, за вечер соорудил лавки. Добротные лавки и стол до сих пор служат свой век в семье внука Петра Степановича…
Прадед Степан Ксенофонтович
Много рассказов в семье сохранилось о прадеде Степане Ксенофонтовиче. Личностью он был яркой. Мастеровой – делал бочки, сани, гнул полозья. Жена его Анна, по рассказам, была повитухой, принимала ребятишек у рожениц.
Имели Сидоровы свой надел. Сеяли хлеб. Степан Ксенофонтович вместе со своим товарищем Дубининым построил мельницу в лесу, жернова привёз с Иркутской стороны. Мололи свой хлеб и соседский. Выращивали много конопли. Делали конопляное масло, вили верёвки.
Человеком прадед был разносторонним. Ходил в ямщину. Возил разные грузы из Бугульдейки – с Иркутской стороны до Кяхты и до Внутренней Монголии. Собирались целыми обозами. Ямщики неплохо зарабатывали. Тогда говорили: «от коня богат». У прадеда было шесть рабочих лошадей и жеребец тёмно-серой масти, которого Степан Ксенофонтович запрягал только по праздникам. В цене были томские лошади. Они могли перевозить тяжёлые грузы. Считалось, хозяин крепок, если у него несколько томских лошадей. Стоили они дороже монгольских лошадок, которых надо было ещё обучить ходить в упряжке.
Ямщики умели укладывать груз, укреплять, завязывать специальными узлами. В дороге береглись варнаков. Зазеваешься или уснёшь, уведут лошадь, ограбят обоз. Зимы были суровые, ветреные. Ямщики закутывались в тулупы, поверх тулупа иногда надевали доху. А к телу – две «бумазейные» рубахи.
У Сидоровых в семейном архиве была фотография Степана Ксенофонтовича с окладистой бородой, в тулупе. Но она куда-то затерялась. А вот ямщицкий тулуп прадеда из поколения в поколение у Сидоровых передавался долго…
…Ехал Степан Ксенофонтович по широким сибирским просторам, чтобы не скучать в дороге, сильным голосом затягивал песню. А дома пел в церковном хоре на клиросе или даже служил дьяком. Это тоже в семейных преданиях хранится твёрдо. Шергинская Богородице-Казанская церковь была деревянной, на каменном фундаменте, и к ней было приписано несколько сёл. Может, и Сидорово?..
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.