Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

30.06.2017 16:27 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 22.06.2017 г.

Что слышится в твоём названии, село?

Автор: Александр АНАТОЛЬЕВ.

Продолжение. Начало в «БО» от 8 июня

  А вторая связывает название села с болотной «трясиной», бывшей якобы когда-то на месте ныне существующего «промоя»: «Тресково. Первоначальное название нашего села «Архангельская слобода». Церковь была на берегу реки Селенги ближе к Никольску, за Мандруем была стоянка лодок, дощаников, первая улица была Набережная. Могилки были на территории рогатки ближе к берегу. Где получилась протока, там была ложбина. Площадь истока Мандруя — это была одна сторона реки Селенги. Где сегодняшний Промой, там было болото, озеро, где плавали утки, и первые поселенцы их отстреливали. При большой воде, болотный балласт прорвало, и с тех пор это место стали называть Промоем. Анна Антоновна Купцова (Залюбовская) говорила, что ранее на кладбище переходили по дощечкам с Истока. А островок, что расположен напротив бывшего колхозного огорода, так и называется Исток, ещё с 1701 года».
  Но это версии, а существуют ли какие-либо факты истории, хотя бы косвенно выстраивающие доказательства в пользу той или иной? Да, они есть: юго-западное побережье Байкала и нижнее течение реки Селенги в начале 18-го века было достаточно заселены, и здесь уже встречались довольно крупные сёла, деревни, лежащие на будущей «большой дороге», т. е. на московском тракте. Лоренц Ланг, проезжавший в 1716 году через Забайкалье, упоминал Троицкий монастырь, Большую Заимку (Ильинский острог), а называя Кабанск «большим населённым пунктом», перечислил и многие ныне существующие в Селенгинском понизовье сёла. Г.Ф. Миллер отметил: «В Ильинском остроге имеется 75 дворов, в Кабанске — 61, в Архангельской слободе — 35…» Сведения из других источников подтверждают, что к 1720 году в Западном Забайкалье уже существовали три слободы: Кударинская, Колесовская, Архангельская (Архангельская — это та самая слобода, о которой гласит 2-я версия изначального названия села Тресково).
  В книге бывшего первого секретаря Кабанского райкома КПСС М.А. Лукьянова «Край наш Кабанский у Байкала» (Улан-Удэ, 1986, с. 26) приводится список деревень на Селенге, существовавших к 1740 году, где: «Первым населённым пунктом числится Кударинская Благовещенская слобода (85 дворов), затем, следуя через бор и через степь и переправившись через Селенгу, — Архангельская слобода (16 дворов), а от неё Бурлаковская деревня стоит над рекой Чернухой (10 дворов…)». Здесь следует отметить: приведённые данные, как считал автор, использовались не иначе как за 1733 год, когда проводилась «перенарезка» земель казаков по всей Сибири. Такие же сведения содержит и «Ведомость Сибирской губернии Иркутской провинции, Селенгинского дистрикта о земельных делах за 1740 г.», данные из которой были опубликованы Е.М. Залкиндом в книге «Из истории народов Бурятии» (Улан-Удэ, 1962, стр. 151-169).
  В приведённых текстах и в документе, на который я ссылаюсь, значится только Архангельская слобода, и, казалось бы, всё склоняется в пользу 2-й версии, но это сведения за 18-й век, а по семейным преданиям Трескиных, село Тресково их прадеды основали гораздо раньше, никак не позднее третьей четверти 17-го века.
  В 1679 году казачий десятник Михайло Колесаров, совершивший поездку из Селенгинского острога вниз по реке Селенге и от Удинского острога до устья Кабан-реки насчитал не менее шестнадцати населённых пунктов, о которых сообщал следующее:
  «В одном дне езды от Удинска стоят три двора служилых людей, в пяти верстах от них — Ильинская слобода (семь дворов служилых людей и три пашенных). Против слободы на другом берегу Селенги – два двора пашенных крестьян. Через четыре версты далее находилась «пустыня» с церковью и два двора пашенных крестьян и «двор посадской». Через 15 вёрст ещё один двор пашенного крестьянина». Продолжение этого текста для нас особо примечательно: «В трёх верстах от Брянского острога стоит деревня Тряскова (трое жильцов), на левой стороне Селенги реки против Трясковой деревни же, в шести верстах дальше деревня служилых людей Таракановского с братьями…» (Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. «Бурятия: история XVII- ХIХ в.в.», Улан-Удэ, 1999, стр. 34).
  Из приведённых фрагментов текста следует, что изначально всё же была основана деревенька «Тряскова», а никак не Архангельская слобода, причём не в 18-м веке, а гораздо раньше, и не исключено, что в первые десятилетия второй половины 17-го века. Однако данные текстовые выдержки не проясняют, кем же было основано село, зато «Тряскова» в современной транскрипции этого слова в определённом смысле тождественна такому понятию, как «болотная трясина». Значит, первооснователем села близ болотной трясины мог быть человек и с любой другой фамилией. Но тогда почему уже устоявшееся название населённого пункта «Тряскова» где-то через половину столетия изменили на Архангельскую слободу?
  А для ответа на этот вопрос выясним, чем же слобода отличалась от деревни или села в те времена: «Понятие слобода предполагало такой вид поселения, жители которого освобождались от налогов и повинностей». В их число подпадали и поселения иностранцев, к примеру «немецкая слобода», а также населённые пункты, приписанные к монастырям.

(Окончание следует).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.