Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

23.10.2017 08:14 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 12.10.2017 г.

Выдержит ли Селенга «монгольское нашествие»?

Автор: Михаил ХАМАГАНОВ.

По следам общественных слушаний по поводу строительства монгольских ГЭС на Селенге.

  Считаю, что сооружение трёх запруд, оплачиваемое Всемирным банком, МВФ, да и без Китая не обошлось, на жизнеобеспечивающей наше море-Байкал артерии – Селенге надо рассматривать как преступление против человечества.

  Какой нам, коренным жителям Кабанска, интерес до проблем горнорудной промышленности Монголии и её сделок с финансовыми кругами? (Здесь я говорю только с гражданской позиции частного лица, уроженца Кабанского края, и права не имею заявлять от граждан Бурятии, России). С незапамятных времён наше море было образцом чистоты и красоты в мире. Горьким осадком осели в памяти «родимые» ЦБК, вырубка леса в верховьях рек, «нефтепроводы». И вдруг эти общественные слушания с техническими заданиями по монгольским лекалам по плотинам на нашей реке, в нашем районе?!

  Выдающийся советский учёный, академик А.П. Окладников в слоях эпохи неолита обнаружил санитарные ямы: древний человек вблизи побережья Байкала не разбрасывал пищевые отходы и мусор на своих стоянках… Я привожу только исторические факты и краткие события, о которых не знает наше подрастающее поколение. Да и что скрывать: слабо знают историю родного края и носители знаний – учителя. Поэтому одной из причин плана беспардонного строительства монгольских ГЭС с перегораживанием Селенги стало ослабление патриотического просвещения народа с развалом Советского Союза. И не случайно некоторые монгольские эксперты были удивлены протестными выступлениями бурятской стороны, считая, что в строительстве ГЭС для материального блага России есть большие выгоды… не считая мелочей. И, думается, одним мелким недоразумением, легко решаемым для них — по их планам, станет морально-этическое противостояние общественных сил Бурятии. Вынужден слегка напомнить монголам-технократам о нравственных устоях кочевой культуры, носителями которой были с древнейших времён монгольские народы. Все религии, верования проявляли особое отношение к Байкалу и воспринимали его как природную чашу с целебным аршаном или со святой водой. Писатель Ц. Жимбиев считал, что море-озеро заряжает большой жизненной силой целые народы, племена и людей, проживающих вокруг него. Наверное, поэтому священное море притягивает к своим берегам людей до сего времени.

  …В 8-9 веках в наш край пришли первые монголы во главе с Борте-Чино, положившие начало монголизации протобурят и назвавшие нашу землю Баргуджин-Токум, включая оба берега Байкала, дельту Селенги, долину реки Баргузин… С древнейших времён для монгольских племён самым дорогим сокровищем был Байгал-далай, Байкал, весь его бассейн – крупные реки Селенга, Баргузин, остров Ольхон, горы Барагхан. Над каждым из этих мест покровительствовал Эзэн Хозяин, как например: Хан Хото баабай-Эзэн Ольхона.

  Сам Чингисхан, прямой предок нынешних «водяных технократов», с почтением относился к нашему морю и Баргуджин-Токум. Не отрицал первоначального происхождения своего рода, славного рода нирунов от первопредков бурят Алан-гоа и Бодончара. В своём легендарном предсказании Чингис тепло отзывался о будущих поколениях этой местности и объявил её землёй без пролития крови. Г.Н. Румянцев в своих «Бурятских летописях» писал, что Чингисхан на горе Барагхан воздавал молитву в честь Славного моря – Байгал-далая и всех эзэнов, в том числе и эзэна реки Хэлэнгэ — Селенги, которую потомки Чингиса трижды запрудить собираются со всеми последствиями явного экологического вреда для нашего края… Баргуджин- Токум!

  Ранее я писал в своих заметках, что с 17 века начинает выпукло вырисовываться экспансионистская цель китайских богдыханов в захвате территорий Сибири и Дальнего Востока, вовлекших в орбиту своих устремлений маньчжурских и монгольских вассалов. Но благодаря мудрым действиям российской дипломатии во главе с Фёдором Головиным, Саввой Рагузинским были закреплены границы, которые существуют поныне. Тем не менее, и в настоящее время мы узнаём о каких-то межграничных спорах, даже столкновениях с китайской стороной, началом которых стали события на острове Даманском. И думаю, что лозунг «Русский и китаец — братья навек!» сошёл после объявления Китаем «ползучей мирной экспансии» в Сибири, вместо применения системы «трёх валов». А в Кабанском районе, в селе Брянск китайская экспансия пошла в виде посадок жёлтых орхидей… ползучих.

  И на этих общественных слушаниях, проводимых монгольскими горе-технократами, уже через технические задания далеко видны уши Китая вместе со Всемирным банком. Но главное – найдутся свои родимые нувориши, кому ни Байкал, ни Селенга не святы! И есть от этих монгольских слушаний и речей позитивное начало для нас, коренного населения: и бурят, и русских — СТЫД!

  Наши предки с 17-го века основали, обжили наш Кабанский край на берегах и Селенги, и Байкала. И вдруг приехали иностранцы и пытаются показать нам, как чукчам в начале 20-го века, что мы не хозяева родной земли, что монголы собираются рулить руслами наших рек, загаживая наше бесценное достояние — Байкал!

  И чтобы не было боли от стыда, не допустим никаких строительств на наших сибирских реках, никаких угроз жизни нашему морю-Байкалу! Мы не только соберём подписи против подобных преступлений, но готовы войти в движение в защиту Байкала и рек Прибайкалья!

  Запомним навечно слова нашего земляка, великого русского писателя Валентина Распутина: «Отцовская благодать Байкала так велика, что ни дух, ни тело наши бедствовать не могут. Так не станем же посягать на то, что нам не принадлежит. Надобно раз и навсегда поверить, что никогда Мать-Земля такое святилище, как Байкал, никому, в том числе и нам, на поругание не отдаст».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

88