Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

21.01.2016 09:28 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5-6 от 18.01.2016 г.

«Хамар-Бермудский треугольник» расширяет свои границы?

На Хамар-Дабане обнаружили ещё один неизвестный рухнувший самолёт

Заберите своего «японца»!..

  Невысокий, в общем-то, по географическим меркам хребет Хамар-Дабан, монументальным природным забором отделяющий кабанские земли от южных районов Бурятии, неожиданно стал приобретать роковую для нашей авиации славу.
  Сколько здесь погибло воздушных кораблей, никто точно не знает. Мы третий год занимаемся этой темой, но чем больше углубляемся в неё, тем больше загадок и таинственностей получаем… На сегодняшний день можно говорить о пяти самолётах, нашедших свою гибель на относительно небольшой площади в радиусе 20-30 километров.
  Оставим напоследок самое громкое и наиболее изученное происшествие: крушение самолёта ИЛ-12 25 августа 1949 г. По официальной версии – «у горы Кабанья, в 31 км южнее Кабанска». Погибли все: пять членов экипажа и девять человек, первые лица независимой Восточно-Туркестанской республики, летевшие в Пекин на переговоры.
  Более или менее ясна судьба ещё одного самолёта. В июне 1945 г. японский разведчик нагло летел со стороны Кяхты на Улан-Удэ. В районе Иволги его подбили, и он, планируя, ушёл в сторону гор. Через несколько лет его стащили тракторами по южному склону Хамар-Дабана, если верить очевидцам, в сторону села Кокорино. Собственно, этот самолёт из-за сказанного мы можем списать с «баланса» района.

Так сколько их было?

  А с «нашими» предстоит разобраться.
  Мы уже рассказывали о том, что в 1977 г. группа туристов из Селенгинска, руководимая М.М. Стальмаковым, обнаружила в верховьях реки Чернушка самолёт неизвестной конструкции. Сам Михаил Михайлович утверждает, что никогда не видел похожего самолёта. На хвосте его имеются устройства, похожие на водозаборники. Сохранившаяся часть фюзеляжа повреждена, скорее всего, взрывом изнутри.
  Побывавшие в редакции охотники В.А. Левин из Кабанска и А.В. Фёдоров из Истока сообщили, что между Левой и Правой Вилюйками, на водоразделе хребта, в охотничьих угодьях Левина лежит самолёт – носом по направлению на Иркутск. Он тоже необычной конструкции, почти прямоугольный в сечении, напоминает лодку. При этом хорошо сохранился, видимо, пытался спланировать, но когда срубил три больших кедра, один из двигателей оторвался. По этим кедрам они определили, что катастрофа произошла где-то в 50-х годах…
  У нас даже появились сомнения: не об одном ли самолёте-амфибии идёт речь? Но первый из найденных – с видимыми «прижизненными» повреждениями и полностью смятой носовой частью; а второй практически цел. Да и не могли М.М. Стальмаков, исходивший весь Хамар-Дабан и даже отыскавший упавший здесь метеорит, и профессиональные охотники взять и перепутать верховья Вилюйки и Чернушки, между которыми, если грубо прикидывать по карте, двадцать километров, не меньше.
  Итак, если отказаться от «японца», сбитого в победном 45-м, мы имеем три потерпевших крушение самолёта.
  До последнего времени…

Четвёртый прилетел…

  Неуёмный пенсионер из Елани О.Н. Гишка, любитель собирать лекарственные травы в альпийском поясе Хамар-Дабана, в прошедшем сентябре наметил себе маршрут к склонам так называемого Тонкого мыса. Это далеко, на южном склоне хребта. «Прогулка» заняла четверо суток. Ночевал у костра, останавливаясь возле куч валежника. Когда человеку за семьдесят, такое времяпровождение выглядит немного рискованным и странным, но для бывшего агронома Хамар-Дабан давно стал частью жизни.
  — День был на исходе, — рассказывает Олег Николаевич. – На вершинах лежал снег. От места, где находится разбившийся ИЛ-12, я отошёл километров 10 в строго южном направлении. За Оронгойским перевалом увидел скалистую гору и буквально впечатавшийся в неё самолёт… Что за самолёт, какие-то подробности катастрофы понять было уже невозможно… Места там нехоженые, с высоты вряд ли просматриваются. Думаю, на этот самолёт наткнуться можно только случайно.
  Надо ли говорить, что находка не даст теперь спокойно жить пенсионеру Гишке и уже летом позовёт в дорогу?

Завершить начатое

  Но вначале нам предстоит то, что было задумано прошедшим летом, но не было сделано по разным причинам (лесные пожары, болезни и пр.). А именно: установить памятный знак на месте гибели экипажа ИЛ-12. Мы знаем только их фамилии: командир воздушного судна А.В. Яковлев, второй пилот В.И. Лобачёв, штурман Ф.Я. Яковлев, бортмеханик Е.А. Борщ, бортрадист В.К. Гуревич.
  Нам близка мысль, высказанная Олегом Николаевичем Гишкой: «Погибшие советские лётчики наверняка были участниками войны, наверняка у них были дети и есть внуки, правнуки. Они тоже должны знать, где погибли их отцы и деды».
  Тем более, что вины экипажа в случившемся, скорее всего, не было. Те, кто изучил международную обстановку тех лет, обращает внимание на то, что руководство Восточно-Туркестанской республики летело в Пекин на переговоры, которые должны были определить условия вхождения республики в состав КНР. Советскому правительству эта идея не очень нравилась. Так что наиболее вероятна спецоперация по уничтожению «правительственного борта». Экипаж стал трагическим заложником ситуации.
  В интернете проскочило сообщение, что знаменитый сталинский диверсант генерал Судоплатов признался в причастности к этой спецоперации. Но документального подтверждения мы пока не имеем. Остаётся гадать, как они это сделали? Техническая неисправность, некачественное топливо, заправленное в Иркутске, небольшое взрывное устройство?
  Для нас сейчас важно другое. Мы должны увековечить память невинно убиенных «красных соколов». Поэтому «Байкальские огни» объявляют сбор пожертвований на сооружение памятного знака на месте гибели ИЛ-12. Думаем, земляки не останутся равнодушными и помогут — даже самым скромным взносом — в этом важном деле. Ибо, как сказал поэт, «это нужно не мёртвым, это нужно живым».
Сергей БОРОВИК.

Реквизиты для сбора пожертвований:
Банк получателя: Филиал «АТБ» (ПАО) г. Улан-Удэ.
ИНН: 0309002853.
КПП: 030901001.
Получатель: АНО «Редакция газеты «Байкальские огни», с пометкой «Памятный знак».
БИК: 048142744.
Кор. сч. №: 30101810700000000744.
Р/счёт №: 40703810214090000028.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.