Прерванный полёт
История о разбившемся в августе 1949 г. у горы Кабанья самолёта ИЛ12 международных авиалиний, на котором летело в Пекин всё высшее руководство ВосточноТуркестанской республики, вызвала неподдельный интерес наших читателей.
Появилось много новых данных и подробностей. Мы чувствуем, что ещё не раз возвратимся к этой теме.
Но сегодняшняя беседа нашего корреспондента Сергея Боровика и краеведа, жителя Елани Олега Гишки – о другом…
Кладбище самолётов?
С.Б.: Неожиданно в воспоминаниях старожилов, некоторых документах стали упоминаться и другие самолёты, сгинувшие в «зелёном море тайги» Хамар-Дабана…
О.Г.: Мне точно известно, что в начале 50х годов потерпел аварию самолёт полярной авиации – это километрах в 40 от Елани. Самому мне в этом месте побывать, к сожалению, не удалось, но охотники рассказывали, что самолёт был необычной конструкции.
С.Б.: Да, в редакции побывали профессиональные охотники Владимир Алексеевич Левин из Кабанска и Алексей Владимирович Фёдоров из села Исток. Самолёт этот находится практически в их угодьях, в полутора километрах от зимовья Левина, между Левой и Правой Вилюйкой. Он явно советского производства, фюзеляж по форме напоминает лодку.
Охотники как раз собирались в тайгу, обещали привезти фотоснимки…
О.Г.: А был и третий самолёт, его тракторами стащили по южному склону Хамар-Дабана куда-то в сторону села Кокорино.
С.Б.: Почемуто кажется, Олег Николаевич, что это как раз тот японский самолётразведчик, который был сбит в июне 1945 года. Он появился со стороны Кяхты и нагло летел по направлению к УланУдэ. Неподалёку от Иволги его подбили, и он, планируя, ушёл в сторону гор. Это удалось узнать из скупых газетных сообщений.
О.Г.: А это что за фотоснимок, Сергей Васильевич?
С.Б.: А это – доказательство того, что не все погибшие корабли найдены и, тем более, установлены. Снимок сделал в 1977 году известный селенгинский турист Михаил Михайлович Стальмаков. На останки самолёта неизвестной конструкции группа Стальмакова наткнулась в верховьях Чернушки. Сам Стальмаков утверждает, что ни до, ни после похожих на этот самолётов не встречал. Головная часть самолёта была разбита, хвост сохранился. Сфотографировалась у самолёта член группы Галина Певчева.
О.Г.: Нельзя не обратить внимание: повреждения металла на фюзеляже направлены изнутри…
С.Б.: Стальмаков тоже обратил на это внимание, но объяснить не смог. Или это сквозные отверстия, или чтото рвануло внутри самолёта.
О.Г.: Думаю, это не последняя загадка Хамар-Дабана… Слышал, что по Большой Речке находили обломки вертолётов...
Погибшая группа
С.Б.: Олег Николаевич, мы обещали рассказать читателям о загадочной гибели группы военных топографов – по таёжным меркам, совсем рядом с местом крушения ИЛ12.
О.Г.: Что мне удалось узнать… Группа (2 офицера, 2 солдата) ушла из Елани в маршрут, прихватив собаку местного жителя. Через несколько дней собака вернулась домой одна. Поиски вели коллеги – военные топографы, точки им были известны, тела обнаружены быстро. Причина – переохлаждение. В том 1956 году, 17 августа, горы завалил мокрый снег, небывалая аномалия. У погибших не нашли спичек. А к ближайшему зимовью выбраться не смогли…
Товарищи вынесли их с гор, теперь на топокартах вершина 1288 называется «топографа Селивёрстова» по фамилии капитана, командира группы. А на земле остался огромный крест из двух лиственниц.
С.Б.: За то, что мы живём в столь прекрасных, уникальных местах – Байкал со всеми впадающими в него реками, ХамарДабан – приходится расплачиваться человеческими жизнями. Это печально, но, видимо, неизбежно.
О.Г.: А я вот мечтаю о том, чтобы на месте гибели ИЛ12 и группы топографов надо бы установить православные кресты. Наверняка и наши лётчики, и топографы были православными людьми.
С.Б.: Давайте спросим об этом наших читателей, посоветуемся со священнослужителями. Заодно поблагодарим земляков за активное участие в подготовке этих материалов и напомним: поиск продолжается!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.