Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

30.08.2018 08:51 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 23.08.2018 г.

Рублено в «круглую лапу»

Автор: Елена ШУШУЕВА.

Анатолий ЧЕРКАШИН: “Дом рублен на века”.

На брёвнах 135-летнего дома, построенного в Кабанском районе, нет ни одного следа гнили. 

На кронштейне дома вырезано “1883” – год постройки.

  Дом… Какое простое и тёплое слово. Крыша над головой, где все вместе, свет в окошках, мама… Даже написание заглавной печатной буквы «Д» в русской азбуке до Петра Первого напоминало крышу дома и было с острым верхом.

  У нас в районе сохранились старинные деревянные дома, на которых мастера-плотники оставляли на память дату постройки. Один из таких домов с датой есть в Оймуре. Под крышей дома, на выступающей, красиво вытесанной деревяшке – кронштейне, вырезаны цифры «1883». Год постройки. Надпись спрятана от людских глаз, располагается со стороны двора. Нам удалось разыскать её вместе с жителем Оймура Анатолием Георгиевичем Черкашиным. Получается, что дому сто тридцать пять лет. Брёвна – без единого следа гнили, подогнаны друг к другу плотно, чётко, лезвие ножа не проникнет. Были же плотники – мастера…

  Сейчас в доме никто не живёт, а принадлежит он семье Карнышевых. Дядя Анатолия Георгиевича, сам добрый плотник, Яков Филиппович Черкашин помнит, что ещё до войны в нём жили отец и сын Карнышевы. Потом – два брата Карнышевы, одного из них звали Николаем Павловичем.

  Рядом с цифрами «1883» на выступе – кронштейне, украшающем дом, вырезаны ещё буквы. Слитно: «Г и К». Возможно, это инициалы хозяина: Гавриила или Григория Карнышева? А, может быть, имя и фамилия плотника. Если хозяева рубили дом не сами.

  В Кабанской межпоселенческой библиотеке есть работа Л.А. Аболиной, историка из Слюдянского района, которая занимается старинными датированными домами. В 2012 году она смотрела старые дома в нескольких сёлах нашего и Прибайкальского районов. И пришли к выводу, что у мастеров была традиция вырезать дату постройки на выпусках – кронштейнах изб. Так делали плотники и на Русском Севере. На одном из домов в селе Покровка Прибайкальского района дата постройки вырезана на жестянке и прибита на видном месте уличного фасада. Она нашла 18 таких домов и описала их. Но карнышевского дома среди них нет.

  …«В своём дому, всяк сам себе волен», — добрые хозяева в Оймуре рубили дома из мощного кругляка. На дом Якова Филипповича пошло семь венцов – брёвна были большого диаметра. У карнышевского дома венцов больше – одиннадцать. Обычно делали нечётное количество брёвен.

  Два века назад жизнь была более спокойной, люди так не торопились, время шло размереннее. Хозяева строились не спеша. Лес для дома выбирали долго. Деревья присматривали одного диаметра. Рубили их «спящими» – зимой, когда нет движения сока. Старались брать лес на северных склонах. Сосны закалённые, годовые кольца расположены чаще, меньше сушить.

  Карнышевский дом срублен в «круглую лапу». Как это? Яков Филиппович объясняет, что у местных плотников было несколько способов рубки. В основном пользовались тремя, как он выражается: «в круглу лапу», «в чисту лапу», в «грязну лапу» или «охряп» – охапку.

  Самая тяжёлая подгонка брёвен для угла как раз в «чистую лапу». Чтобы положить одно бревно внакладку на другое, надо вытесать ровное полукруглое отверстие, полностью совпадающее с диаметром бревна. Виртуозный плотник с хорошим топором – чаще берут для этого топор с кривым «чернем» – сделает это на глаз. Но таких мастеров мало.

  Остальным нужен плотницкий циркуль – «черта». «Черта» бывала деревянной или из проволоки, можно было сковать её в кузнице, соединив два железных прута. С её помощью чертится полуокружность. А потом бревно несколько раз примеривается, прикладывается, снова снимается, и отверстие поправляется строго под размер. Если «круглая лапа» сцепляется плотно, то сырые и холодные оймурские ветра с Байкала не проникнут внутрь дома…

  Старейшая жительница Оймура, 96-летняя Ксения Ивановна Карнышева – в девичестве Темникова – вспоминает, что одними из первых в Оймуре были срублены дома двух её дедов: «Здесь ещё кругом тайга была, волки телят таскали». Справа от дома, где она сейчас живёт, стоял дом дедушки Осипа Темникова, а слева – дедушки Ефима.

  Сказать, когда дома были построены, Ксения Ивановна затрудняется. Не ручается за точные годы постройки и её дочь Вера Фёдоровна: «Ещё несколько лет назад память у мамы была более яркой». Дата постройки, по их словам, близится к концу девятнадцатого, началу двадцатого веков.

  Сейчас они живут в доме с резьбой из кедра. Делал её плотник Буйнов. Ксения Ивановна, в деревне её зовут бабой Симой, называет фамилию плотника с ударением на первый слог. Затейливые сложные растительные орнаменты тянутся под крышей в три ряда. Был ещё один ряд, четвёртый, но его сняли, когда дом ремонтировали.

  Целая наука построить тёплый и красивый дом. В доме интересно не только то, как «заводят» углы. Как кроется крыша, ставятся окна, украшаются наличники, выкладываются печи, устаиваются подполья, делается крыльцо… Может быть, кто-то знает в нашем районе старинные дома и истории их хозяев? Пишите нам…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.