Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

10.05.2018 10:39 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 12.04.2018 г.

Хранительница времени

Автор: Ю.Г. ЧУПРОВ.
Внук И.Ф. Устьянцева.

Над селом Никольском, на горе у дороги, стояли три большие сосны. Сейчас осталась одна. Этой сосне более двух веков. По рассказам жителей, она была свидетелем давно минувших лет.

  В годы Гражданской войны три сосны были уже большими деревьями, и когда на правобережье р. Селенги расположилась небольшая группа каппелевцев, у них в этих соснах стоял пулемёт. Об этом рассказывал внукам Устьянцев Ипат Фёдорович, который тогда был в партизанском отряде в Байкало-Кударе и во время побывки был обстрелен из этого пулемёта.

  Основным силам каппелевцев нужно было переправиться на правый берег Селенги, чтобы выйти на Байкало-Кудару. Для этого требовались лодки. У Ипата Фёдоровича мать Варвара (в девичестве Сидорова, из села Шергино) занималась перевозом, и у неё была большая лодка — плашкоут. Вечером она натаскала в лодку камней, прорубила дно, оттолкнула от берега и утопила лодку, чтобы она не досталась каппелевцам.

  В Байкало-Кударе были основные силы партизан, но мужчина из села Фофоново (имя неизвестно) привёз омулёвую бочку (лагун) на мыс между Никольском и Фофоново и начал стучать по ней колотушкой. В Никольске эти звуки слышались, как выстрелы из пушки. Каппелевцы решили, что это подошли силы партизан и на правобережье переправляться не стали.

  А население, живущее в сёлах по тракту на Байкало-Кудару, было в панике. Собирали скот, детей и уходили в лес. Был Петровский пост, поэтому были молочные припасы, их забирали с собой, решили — раз так случилось, несмотря на пост, съесть их (так рассказывала Елизавета Быкова из с. Быково своей внучке).

  Каппелевцы проводили демобилизацию местного населения в свою армию. Так, Шитиков Алексей Федотович из с. Фофоново и Мордовской Прокопий Лазаревич из с. Никольска были демобилизованы каппелевцами и отправлены в г. Улан-Удэ на Верхнюю Берёзовку, но совершили побег. Шли пешком через тайгу несколько дней до дома, а потом ушли в партизанский отряд.

  Позже в Никольск заходили и японцы. Погибших японцев хоронили отдельно на никольском кладбище.

  Вот свидетелями каких событий и были те три сосны, из которых до нынешнего дня дожила только одна.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.