Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

06.04.2018 08:06 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 29.03.2018 г.

Затерялась в лесах Кабанского района Малиновская…

Автор: Елена ШУШУЕВА.

Почтовая станция Малиновская. 1877 год.

Продолжаем рассказывать о деревнях, в разное время и по разным причинам исчезнувших с карты района.

  Мы писали, что на сайт «Байкальских огней» пришло письмо с просьбой рассказать о поселении Малиновской, которое существовало до революции. Чтобы узнать о загадочной Малиновской мы попросили помощи у читателей.

  Откликнулись наши известные краеведы из г. Бабушкина Т.А. Черных, М.А. Мелешевич, библиограф Кабанской межпоселенческой библиотеки Н.А. Мохосоева. Общими усилиями, с привлечением разных источников и архивных данных, удалось немного разузнать о Малиновской.

  Когда ходил электропоезд «Мысовая — Выдрино», у него в расписании значился остановочный пункт Малиновка на 5437-м километре. А появлению почтовой станции Малиновской Кругобайкальского тракта мы обязаны генерал-губернатору Восточной Сибири Михаилу Семёновичу Корсакову. Этот большой по тем временам чин лично ездил осматривать, как заканчивается строительство Кругобайкальского тракта в 1870 году.

  Генерал-губернатор заметил, что между почтовыми станциями Мишихинской и Переёмной путешественники проезжают расстояние в 31 километр. Перегоны между другими станциями были меньше. Дорога пролегала по гористой местности. Преодолеть это расстояние за день было нелегко, а переночевать негде. Это приводило к неудобствам как проезжающих, так и почтосодержателей.

  …Если читать впечатления от дороги путешественника и историка того времени Всеволода Вагина, то он жалуется: «Дорога гористая, трудная. Почтовые лошади содержатся очень дорого, по 1280 рублей за пару. До ближайшей станции по 450-480 рублей».

  Ямщики, перевозившие почту, были в то время единственной связью. Документы, приказы, письма доставлялись через всю Россию на лошадях. Их задержки в пути были крайне нежелательны. Тогда власти, в отличии от нынешних, старались, чтобы почтовая корреспонденция доставлялась быстрее. Увидев непорядок, генерал-губернатор М.С. Корсаков, верой и правдой служивший царю и Отечеству и проживший недолгую жизнь (в 45 лет он скончался от тифа), приказал запроектировать и составить смету на постройку промежуточной станции. Назвали её Малиновской, рядом протекала речка Малиновка. Известна даже дата завершения строительства почтовой станции – 20 сентября 1877 года.

  …За сохранность тракта отвечали крестьяне близлежащих деревень. Необходимый ремонт дороги они спешили сделать до начала пахоты. Работа была не из лёгких. Ранней весной приходилось исправлять гати на болотах, ремонтировать или строить новые мосты, копать и подвозить грунт, засыпая колдобины. Трудно было на заболоченных участках. Их укладывали хворостом, на него кидали землю. И подобно слоёному пирогу, в несколько слоёв поднимали нижние места дороги.

  В архивах Иркутского Государственного университета сохранилась даже фотография почтовой станции Малиновская, датированная 1877 годом. Хотя фотографии и фотографы в России того времени были ещё редкостью. На снимке видно не только фасад, но и планировку усадьбы Малиновской станции с хозяйственными постройками.

  Фасад выходил на тракт. Ворота, небольшой дом, где останавливались проезжающие и жил почтовый смотритель. Флигель для ямщиков. Сверху всё соединено высоким заплотом.

  По обеим сторонам на въезде установлены железные фонарные столбы. На почтовых станциях в то царское время был порядок. Всё имущество строго учитывалось. Так, если на станции содержалось больше пяти лошадей, то комнат для проезжающих должно быть две. В ямщицкой должна была стоять печь в три аршина длиной, стол, лавки. Перед домом ставился столб с названием почтовой станции.

  Внутреннее обустройство станции было примерно одинаково. В архивах сохранилось опись имущества Мишихинской почтовой станции, которая находилась по соседству с Малиновской. «Образ во имя Спасителя в ризе под фольгою и под стеклом, диван турецкий покрыт американской клеёнкой, стульев двенадцать, кушетка…»

  Ещё один любопытный факт.

  Известно, что в районе станции Малиновская находилось одно из первых разрабатываемых месторождений каменного угля. Об этом пишет иркутский историк А.В. Хобта в брошюре «Танхой».

  В начале 20-го века близ станции Малиновская горный инженер А.И. Тиме на средства князя Абамелик-Лазарева начал детальную разведку обнаруженных ранее угольных пластов. Шахта находилась между речками Курковочная и Половинная. Было добыто 327 тонн угла.

  Совершены пробные поездки паровозов на малиновском угле в 1902-1903 годах. Но месторождение не получило своего дальнейшего развития, потому что пробы оказались ниже требований, предъявляемых к углю Забайкальской железной дорогой.

  Какие же люди жили на почтовой станции? Кто служил почтовым смотрителем? Кто ходил в ямщину? Были ли это приезжие или местные бывшие крестьяне из Мысовой или близлежащих деревень? Говорят, в Малиновке до недавнего времени ещё стояло два старых дома…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.