Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

25.08.2017 14:07 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 17.08.2017 г.

Как украинцы Подлеморье обживали

Автор: Ольга ВЛАСОВА.

Самому северному селу района — 120 лет.

  Виталий Васильевич ВЛАСОВ — учитель и краевед — собрал уникальный материал, на основании которого составлена летопись сёл Сухой и Заречья. Вера Петровна АРТАМОНОВА (Обросова) дополняет летопись села Заречья своими воспоминаниями, сохранившимися с детства.
  Вытянувшись вдоль реки Сухая и повторяя её изгибы, в километре от Байкала расположилось украинское село Заречье. В этом году исполняется 120 лет с момента его основания. По историческим меркам это немного, а сколько произошло за это время, сколько положено сил и здоровья на его основание и обустройство! Кажется, что прошла целая вечность. О Заречье писали много и не раз, но со временем что-то забылось и вновь открылось в его истории…
  Мои предки по линии матери — прадед Лука Игнатьевич и дед Яков Лукич Дремухины — были в числе первых, кто среди вековой тайги основал село, дав ему на украинский лад название «Заречье». Несмотря на то, что моя семья жила в Сухой, детство наполовину прошло среди родственников в Заречье. Детская память сохраняет многое, поэтому большинство жителей помню по сей день, о других знаю из рассказов родственников и, в частности, моей матери Обросовой Прасковьи Яковлевны, в девичестве Дремухиной. До конца жизни (умерла в возрасте 95 лет) она сохранила ясный ум и удивительную память к нашему великому счастью.
  В селе Заречье, в семье Клишко А.Е., сохранилось старенькое письмо Клишко Семёна Спиридоновича, которое он писал родственникам на Украину, но почему-то не отправил.
  Семён Спиридонович родился на Украине в 1880 году, и в момент отъезда в Сибирь ему было 16-17 лет. В письме он подробно описывал дату отъезда, цель переселения, путь следования и первые годы жизни на Байкале.
  В Национальном архиве РБ хранится «Брачное дело» за 1898 год Тришко Пелагеи Петровны, также прибывшей с Украины со своею матерью. Записи подтверждены печатью, адрес её прибытия точно совпадает с тем, который указывался выше названными источниками. Таким образом, установлено, что село Заречье основано в 1897 году украинскими крестьянами, жителями села Орловки Глуховского уезда Ямпольской волости Черниговской губернии.
  Что же стало причиной их отъезда с родины с её теплым и благодатным климатом в неизведанные и суровые края? Из воспоминаний выяснено следующее: «Жилось на Украине тяжело, земель в пользовании крестьян было мало. Семья Шереметовых, состоящая из 14 человек, владела всего лишь двумя десятинами земли. Вся основная земля была поделена между помещиками и являлась их собственностью. За арендованную у них землю крестьянам приходилось расплачиваться половиной урожая, полученного на этой земле. Скота из-за недостатка пастбищ держали мало, и ютились семьи в глинобитных хатах. Мужики вынуждены были искать заработки на стороне, семьи жили впроголодь. Всё это побудило крестьян искать выход для улучшения своих жизненных условий…»
  Не только на Украине, но и в центральной части России свободных земель для земледелия оставалось немного. Жизнь крестьянина везде была одинакова. Понимая исключительные возможности Сибири с её необъятными просторами, правители России в разное время принимали ряд мер по её заселению, обустройству и экономическому развитию. С этой целью был основан самый длинный в мире Сибирский тракт.
  Указом императора Павла I в 1799 году устанавливается необходимость заселения южной части Восточной Сибири, прилегающей к Китаю и Монголии. Законом от 1828 года каждому крестьянину Забайкалья разрешается расчищать лес с правом 40-летнего пользования расчищенными полями. Земледелие продвигалось на восток, но малочисленность населения сдерживала его развитие. Введение аграрной Столыпинской реформы, строительство Транссибирской железной дороги и другие меры, принимаемые царским правительством, всколыхнули население центральных густонаселённых районов России.
  Слухи о свободных землях на востоке России, в уссурийской тайге, распространялись от губернии к губернии. Таким образом, слух дошёл и до Украины. Пошли между людьми разговоры, особенно среди бедноты. Было заманчиво, но риск оторваться от родины страшил. И всё же крестьяне стали покидать родные места… Много украинцев уже уехало на восток Сибири. Решились на переезд и крестьяне села Орловки.
  Как вспоминала Шереметова Варвара Петровна, 1869 года рождения: «Расставание было тяжёлым — крики, слёзы, напутствия. Оставались родина и родичи. Особенно тоскливо было от понимания, что уезжают они навсегда».
  Вот что писал в своем письме Клишко Семён Спиридонович: «27 апреля (по старому стилю) 1896 года погрузились в вагоны на станции Шостка 25 семей. 15 из них были из Орловки, 10 — с Ямполя. И покатились по матушке-России. Проезжали города: Путивль, Конотоп, Воронеж, Самару и т.д. до Тобольска.
  Добрались до Новосибирска, а железная дорога только строилась. В Новосибирске пробыли 20 дней. Жили под открытым небом, подрабатывали на железной дороге. Затем, как пишет Клишко, какая-то «машина», возможно, железнодорожная платформа по той же дороге довезла их до Ачинска. Дальше дороги не было. Выгрузились, и там жили шесть недель, продолжая зарабатывать средства на покупку лошадей и телег».
  Вся оставшаяся часть передвижения их на восток осуществлялась исключительно лошадьми. Надо представить их «путешествие». Уезжая, они везли с собою пожитки, необходимую в пути посуду, семена, разобранный ткацкий станок и т.д. Ехали, забрав с собою стариков и детей. Были случаи родов по пути следования… Сейчас трудно представить, как всё это грузилось, разгружалось и перевозилось дальше. Но это было так.
  Они продвигались через все трудности и невзгоды к своей цели в уссурийскую тайгу с надеждой и верой в лучшую жизнь. Если кому-то становилось не по силам ехать дальше, останавливались в приглянувшемся месте. Так добрались до Иркутска, окрестили родившихся детей. Из зареченцев была окрещена Сахнова-Дремухина Мария Васильевна. Передохнув, двинулись дальше.
  По пути всё чаще стали попадаться возвращающиеся с Амура украинские крестьяне. Своё возвращение они объясняли многолетними наводнениями, которые происходили на востоке в то время. Наводнения уничтожали всю проделанную крестьянами работу, посевы и затапливали луга. Орловские крестьяне им не верили, но сомнения зарождались.
  Проехали Байкал, добрались до деревни Тимлюй. Путь от Ачинска до Тимлюя занял всё лето. Остановились на отдых возле села Елани и встретились с возвращающимся с востока полтавчанином Харлампием Васильцовым.
  Из его рассказа следовало, что земель и лесов на востоке вдоволь, но очень плохая погода. Постоянно идущие дожди размывают все дороги и вызывают наводнения. Желания продвигаться дальше у мужиков поубавилось, и к тому же поджимали начинающиеся холода. Было решено перезимовать в Елани. Сняли дом у Залуцкого Января Прокопьевича, достроили и приготовились к зимовке. Мужики устроились на работу, на строящуюся железную дорогу. Возили грунт для насыпи, заготавливали шпалы, строили для обходчиков будки.
  Жили дружно, понимая, что вдали от родины надо держаться друг друга. Но тянула крестьян земля, и весной 1897 г. по совету местных жителей заслали ходоков Дремухиных Луку и Осипа, Клишко Спиридона в сторону уже существующего села Сухая.
  Дойдя берегом Байкала до Сухой, ходоки встретились с местными. В то время Сухая состояла из нескольких домов первых сухинцев да бурятских семей, проживающих здесь после цаганского землетрясения. В 1861-1862 годах застраивался улус Загза. По данным ревизии 1897 года в «деревне Сухой» насчитывалось 96 душ разного пола.
  Земель, разработанных в Сухой, было не много. Вокруг тайга, земледелием население только начинало заниматься. Сухинцы посоветовали перейти через речку Сухая, объяснив, что там достаточно места для жительства. Дойдя до реки, ходоки остановились у мельника Филонова в устье реки.
  Покорённые красотой и бесконечными просторами здешних мест ходоки проявили желание остаться именно здесь, на Байкале. Убедившись, что места богаты зверем, рыбой, ягодой, орехами и прочими дарами, земли – вдоволь, и жить здесь можно, вернулись в Елань к односельчанам и рассказали об увиденном.
  Не раз приходили сюда и другие мужики с Орловки, кому-то не нравилось, кого-то пугали трудности таёжного края и оторванность от внешнего мира. Кто-то поехал дальше, кто-то вернулся назад, а шесть семей из пятнадцати орловских, собрав свои пожитки, заехали сюда и дали начало украинскому селу на Байкале. Кто были оставшиеся на краю у мира в таёжном тупике? Наверное, это были очень крепкие люди, одержимые верой в будущее…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.