Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

19.06.2017 08:27 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 08.06.2017 г.

Эхириты – родичи Темуджина?

  История предков кабанских бурят требует изучения и заинтересованного обсуждения.

  На июль намечен фестиваль эхиритских родов района. Инициатива корсаковских эхиритов во главе с Л.С. Сониевым не только похвальна как патриотический шаг, но в настоящем, в связи с определёнными планами и претензиями «заклятых» китайских и монгольских друзей, востребована.
  Знакомясь с двухстраничной программой фестиваля, вспоминаю материалы по празднованию 300-летия Указа Петра Первого в связи с походом к нему хори-бурят – три научных сборника под редакцией Е.М. Егорова, в основе посвящённые хоринскому этносу. Это в 2001 году стало знаковым событием в республике.
  Думается, что правомерно было бы подобным образом провести большие мероприятия и для потомков эхиритов, булагатов, хонгодоров, составляющих с хори бурятский народ. Причём историки и краеведы в 2000 году приложили много сил и знаний к истории хоринских бурят, подчас приписывая к ним знаменитых людей других этносов…
  Лично моё мнение: история эхиритского этноса сравнима в документальном значении с историей других монгольских народов, имея в виду эпоху образования Монгольской империи. Считаю также необходимым донести историю эхиритского этноса собственно до кабанско-кударинских бурят, слабо знающих путь развития с доисторических времён своего народа, в том числе из-за идеологических и местнических интересов власть предержащих в советское время (один из многих препонов – панмонголизм). Эхириты с древнейших времён населяли территорию нынешней Иркутской области: Баяндай, Качуг, Ольхон, Эхирит- Булагатский район. В Кударинский край переселились в начале 17 века из Баяндая в основном по основным 7 родам: абзай, баяндай, бура, нехэлэй, олзон, хэнгэлдэр и шоно.
  Свои сообщения не считаю бесспорной истиной и буду доволен, если кто-то будет приводить факты, убедительные опровержения, но... не враньё.
  Источниками сведений о нелёгком пути эхиритов являются, как и у разных этносов, предания и писания. Приведу два исторических события.
  Первое по сведению (данных Рашид-ад-Дином) гласит: «…первопредок Чингиса Борте-Шоно переплыл внутреннее море Тенгис (Байкал)…» и по преданиям он вышел из земель, которые исконно являются прародиной эхиритов, иначе Борте-Шоно был эхиритом рода Шоно. Он признаётся предком Чингиса в 22-м поколении, т.е. за 450 лет до своего потомка, а это — 6-7 век. Надо сказать, эхириты — единственные в своём роде люди, признанные родичами моря, и только они имели покровителем племени байкальского жителя — «пёстрого налима». Если говорить о родовой принадлежности, то Борте-Шоно явно принадлежал роду Шоно. Деление на рода имеет началом каменный век, т.е. самое малое — 3 тысячи лет назад. Так что Борте-Шоно не самозванец, а настоящий эхирит, имеющий родственные узы с нами.
  Второе событие. В период становления чингисовой империи, когда междоусобные войны подошли к стадии объединения, в начале 1204 года, наиболее острым стало противостояние между Чингисом и его побратимом Джамухой, на стороне которого оказались эхириты. Тогда последние осознали, вспомнили о родственных связях эхиритов с прародителем Чингиса Борте-Шоно и перешли на сторону Чингис-хана, несмотря на то, что Чингис не был ещё могуч, а Джамуха на тот момент превосходил его в силах. Побудительным мотивом эхиритских ханов Боролдоя и Мулхэ-Татаха могла быть только родственная связь, культ которого пронизывает все нормы морали и нравственности кочевых народов, даже в жестокий век, обозначившийся далее казнью за это 70 пленных эхиритских юношей из рода «шоно» Джамухой. Их сварили в котлах.
  Множество интересных событий, связанных с историей эхиритского этноса, ждут своего часа: брак вождя эхиритов Буту с младшей сестрой Темуджина, участие 400 верхоленских эхиритов во главе с воеводой Ф. Головиным в разгроме кансийских агрессоров в 1689 г., поход кабанских казаков с эхиритами, работными людьми на иркутских воевод 1698 года, обращение эхиритов в христианство, имена знаменитых эхиритов в истории Кабанского края.

Михаил ХАМАГАНОВ,
эхирит рода Шоно.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.