Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

01.11.2017 08:29 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 26.10.2017 г.

А не махнуть ли нам «на вахту»?

Автор: Сергей БОРОВИК.

Но прежде стоит хорошо подумать, — советуют обманутые земляки.

К истории вопроса

  Одна из ярких примет нашего времени – мужики из родных сёл и посёлков уезжают «на вахту», бывает, на месяц, а иногда и на полгода. Вахтой стали называть любую выездную работу. Она может быть разовой – сдали объект и разбежались, а может напоминать постоянную – месяц дома, месяц там, как на рудниках «Бурятзолото».

  Часто бросок «на вахту» напоминает бегство – от серой жизни, безденежья, пьянства. И это тоже надо понять: несмотря на заверения наших вождей: «Российское село преобразилось, стало стратегическим сектором экономики», нас это почти не касается. Мы – как в том анекдоте: нащупали дно, но тут снизу постучали… Работы по-прежнему нет, в немногих удержавшихся на плаву сельхозпредприятиях платят, ориентируясь на прожиточный минимум и выкручиваясь за счёт натуроплаты.

  В наших сёлах мужики давно неформально поделены на четыре сорта: «запился», «пьёт», «выпивает», «закодировался». На вахту ездят обычно те, кто «пьёт» и «выпивает», а это абсолютное большинство мужского населения. «Запился» — значит, деградировал, потерял интерес и цель жить, а потому намертво привязан к своей деревне. «Закодировался» (или каким-то иным путём стал трезвенником) – таких мало, они на вес золота, эти и дома всегда сгодятся – «такая корова нужна самому»…

  И вот мужики, прослышав, что где-то требуются вахтовики, зарплата такая, что хочется зажмуриться, собираются в дорогу… Никто не ведёт учёта отъезжающих, как выражались в старину, на отхожий промысел. По грубым прикидкам, не менее полтысячи земляков трудится сейчас вдали от дома. Это их маленькое сражение за лучшую долю, лучшую жизнь. Жёны, дети, а порой и внуки, как и положено, ждут их, как ждали всегда семьи своих кормильцев – с победой, добычей, трофеями…

  Пусть удача не изменит вам, вахтовики!

Жестокая реальность

  …Искать их долго не пришлось.

  За пару дней у нас состоялось более десятка встреч с теми, для кого поездка на заработки обернулась прямыми убытками. Сказать, что они потеряли веру в людей, – будет слишком пафосно, потому как наивных юношей среди них нет. Но и назвать их слегка обиженными язык не поворачивается. Это были сердитые, злые мужики, не понимающие, почему в нашем «правовом» и «социальном» государстве так вольготно живётся матёрым мошенникам.

  Начнём, пожалуй, с самого старшего, Сергея Ш. со станции Посольская. За долгую трудовую жизнь он овладел многими непростыми профессиями, в том числе стал классным бульдозеристом. Деньги были нужны позарез – болезнь жены, женитьба внука… Вот пенсионер с отменным здоровьем и полетел в Нижнеангарск, где в золотодобывающей «ОООшке» «Ниринга» ему были обещаны новый бульдозер и зарплата от 80 тысяч в месяц.

  Умудрённый жизнью, он внимательно прочитал предложенный ему трудовой договор и сразу обнаружил, что с прописанными там расценками ему 80 тысяч никогда не заработать, а выйдет примерно вдвое меньше. А добило то, что вместо нового бульдозера ему предложили собирать старый, брошенный в тайге где-то за Новым Уояном.

  — Еле унёс оттуда ноги, — вспоминает «вахтовик». – Теперь понимаю, что чуть было не угодил в концлагерь. Перелёты и проживание получились оплаченными из семейного бюджета…

  — Я попал в похожую ситуацию, а забрался ещё дальше от дома – поехал тянуть ЛЭП на Чукотке, в посёлке Амчак, — рассказывает ветеран вахт Павел Д. из Кабанска. – Приняли меня крановщиком в Красноярское АО «Сельэлектрострой». Там не было воды, света, столовой… Питались за свой счёт. Иногда с товарищем на сутки имели по банке ставриды и булку хлеба. Хозяин эксплуатировал технику за наш счёт – расходные материалы, запчасти удерживались из зарплаты. Почти три месяца – с мая по август – терпели, а потом просто сбежали от такой жизни, не дожидаясь расчёта…

  К месту добавим: у Павла это не первый «облом» в многолетней вахтовой жизни. Сейчас он ищет способы взыскать с Иркутского филиала ООО «СК ЛЭП — Монтаж» 236 тысяч рублей, недоплаченных ему за полгода работы на строительстве ЛЭП-220 в Североенисейском районе Красноярского края…

  Вьётся бесконечная верёвочка долгов…

  «В ООО «Транспортно-строительная компания» г. Улан-Удэ я работал с 15.02.2016 г. водителем, что подтверждается записью в трудовой книжке… С ноября 2016 г. зароботную плату не выплачивают. Директор ООО «ТСК» Бирфас М.И. объяснил причину задержки зарплаты тяжёлым финансовым состоянием предприятия и обещал всю задолженность погасить. Однако в июне 2017 года мне позвонили из отдела кадров и сказали, чтобы я приехал и написал заявление об увольнении в связи с отсутствием объёма работ…

  Прошу взыскать с ООО «ТСК» задолженность по заработной плате в сумме 82015,64 рубля».

  Это из заявления прокурору района от Сергея Б. из Творогово. Наша прокуратура, как и положено, пересылает такие заявления по территориальности – то есть в прокуратуру по месту нахождения организации – работодателя. Иногда это помогает восстановить законность и справедливость, иногда – нет. Почему?

  Вот по-своему уникальная история селенгинца Дмитрия К. Отец четверых несовершеннолетних детей, он нашёл «вахту», как ему казалось (и не только ему) – надёжнее некуда: на строящихся за Полярным кругом (остров Врангеля, мыс Шмидта) объектах Министерства обороны РФ!

  Их было «шестеро смелых» из Селенгинска, принятых на работу в московскую фирму ООО «Рус Альянс Строй» в июне 2015 года. Два месяца зарплата выдавалась как положено, а затем, вспоминает Дмитрий, «начальник участка стал «кормить завтраками», потом сам сбежал. Достраивала объект другая организация, которая не отвечала по обязательствам ООО «РАС». Зарплата рабочих за сентябрь – декабрь 2015 года зависла…

  Но есть в России суд – самый справедливый! В данном случае ирония не уместна, так как Пресненский районный суд г. Москвы без промедления рассмотрел исковое заявление Дмитрия и постановил взыскать в его пользу с «Рус Альянс Строя» ни мало ни много, а 530 тысяч рублей.

  И тут вылезла на свет божий до совершенства отработанная схема отечественных мошенников.

  Во-первых, столичная фирма объявляет о своём банкротстве. Во-вторых, у «Рус Альянс Строя» не оказывается за душой никакого ликвидного имущества кроме съёмного офиса в центре Москвы. В-третьих, денежных средств на счетах фирмы тоже почему-то не оказалось…

  Судебные приставы щёлкают зубами, как голодные волки, но поделать ничего не могут! Пока ещё теплится у нашего героя надежда, что приставы что-то там нароют, но с каждым днём она всё призрачнее…

  Разве что рассказать в утешение Дмитрию, как наспех собранную бригаду кабанских мужиков «кинули» не где-нибудь, а на ещё более стратегическом объекте – космодроме «Восточный»!

Когда обман неизбежен

  — Ну почему нет на них управы? – для обманутых вахтовиков это самый свербящий вопрос.

  А в самом деле, почему?

  Фундаментальный ответ надо искать в действующем законодательстве о государственном (муниципальном) заказе. Депутаты Госдумы расстарались сделать его таким, чтобы в заведомом проигрыше оказались солидные, с советской родословной, организации, обременённые имуществом: производственная база, автотранспорт и специальная техника. Они-то готовы отвечать по обязательствам всем своим имуществом.

  Но это и есть самое уязвимое место таких «классических» организаций: у них, соответственно, большие налоги (на землю, недвижимость, транспорт), большие административно-хозяйственные издержки. Поэтому тягаться на торгах, где побеждает, как правило, тот, кто предложил наименьшую цену исполнения заказа, с созданной вчера «ОООшкой» в виде двух молодцов за одним письменным столом и уставным капиталом в 10 тысяч рублей – солидная организация не в состоянии.

  Стоимость контракта – вот бог чиновника, размещающего заказ. Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, даже если все кругом понимают: за такие деньги нормальный объект нормально не построить.

  И если вас «кидает» с зарплатой какая-нибудь «ОООшка», то знайте, что это было спланировано вашими «бизнесменами» заранее: на чём-то ведь им надо сэкономить, не на себе же, любимых!

  Следующий вывод тоже неутешителен. С такой «фирмы» взять потом будет нечего, даже с помощью судебных решений и исполнительных листов. У фирмачей, как правило, — ни имущества на праве собственности, ни денег на счетах. Они голы, как соколы, и взятки с них гладки! Потому и наглеют, что уверены в своей безнаказанности…

  Но почему именно в последнее время так выросло количество обманутых вахтовиков, ведь ещё пять лет назад это были единичные случаи?

  Первый фактор – на виду: экономический кризис, тут комментарии излишни.

  А вот с «во-вторых» интереснее. Представляется, что руководить производством приходит новое поколение, становление которого приходилось на лихие 90-е, не обременённые ни нравственными устоями, ни моральными принципами. Не все, конечно, его представители, но значительная часть – истинные дети «эпохи дикого капитализма», и вряд ли мы дождёмся от них ответственности и порядочности.

  (Маленькое отступление. Именно этим «параметрам» соответствует ООО «Теплосбыт», которое взялось отапливать добрую половину Кабанского района. Рассказывают: «офис» этой славной компании, которая ворочает десятками миллионов, — комнатёнка на улан-удэнской ТЭЦ. В общем, ни кола, ни двора, тем не менее, жирный муниципальный заказ успешно отбили. И приступили к работе – руками наших местных предприятий, которые вдруг стали подразделениями «Теплосбыта». Только все платежи теперь уходят в город…

  Как вы думаете, чем закончится эта история? Я бы ответил строчками нашего поэта Валерия Халтуева:

  «На сотни лет российский наш бардак.

  В такой стране нетрудно быть пророком»!)

…А что мы можем?

  Об единственно известном нам положительном «вахтовом» опыте узнали случайно, в беседе с главой Ранжуровского поселения Н.Х. Пиноевым.

  Николай Хабшанович обмолвился: нынче 12 ранжуровцев ездили рыбачить на Амур. Месяц они добывали горбушу. Договорились о работе с предпринимателем «ранжуровских корней», осевшим на этой российско-китайской реке. Заработали по-разному, но 30 тысяч домой привезли все: и рыбаки, и водители, и сварщики. Проезд и питание оплачивал работодатель.

  — С удовольствием поедут ещё! – заверил Н.Х. Пиноев.

  Как видим, не сумма заработанного главное, а отношение к работникам, организация труда и быта, климат в коллективе…

  Тема, которую мы сегодня подняли, — принципиально новая для российских СМИ. Готовых рецептов и решений здесь нет. И на содействие госструктур, как мы убедились, надежда слабая. Но с чего-то надо начинать! Кто-то, как выразился замечательный писатель Олег Куваев, должен курлыкать.

  Давайте начнём с самого простого. Заведём в нашей газете общественный реестр организаций, приглашающих работать вахтовым методом, которые замечены в недобросовестном отношении к своим работникам. Первые кандидаты в реестр вахт-мошенников уже названы в этом материале. Сообщайте нам об известных вам фактах обмана, коррупции в вахтовых организациях – будем придавать им огласку, бороться за справедливость всеми доступными методами.

  — У нас более двадцати мужчин постоянно ездят на вахту, — поделился своим наблюдением глава Твороговского поселения С.А. Мухин, — но незаметно, чтобы кто-то за счёт этого разбогател. А вот случаи, когда мать или жена срочно ищут деньги, чтобы выслать «вахтовику» на обратную дорогу, бывают. Помню, мать помогала сыну выбраться аж с Камчатки!..

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.