Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

11.04.2023 12:39 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 06.04.2023 г.

В Кабанском районе Бурятии снова заговорили о строительстве мусорного полигона в Селенгинске

Автор: Андрей БЕЛОВ.

Фото: Пресс-служба Администрации МО "Кабанский район".

  Кабанский район вместе с Прибайкальским и Баргузинским – в центре внимания минприроды. Мы – прибрежные. Для разговора с руководителями района и поселений в Кабанск приехала министр Наталья Тумуреева.

Главная тема встречи – чистота наших посёлков и сёл, она волнует всех: и население, и должностных лиц. Жители хотят одного: чтобы мусор вовремя вывозили. Чиновники ломают головы: что с ним делать дальше? Для переработки его во вторичное сырьё нужны большие вложения.

Строительству полигона в Селенгинске мешают бюрократические схемы и лишнее усердие надзорных органов. За последние годы проект подорожал с 370 до 500 миллионов рублей. Министр разъяснила: около 100 миллионов обязан был вложить инвестор. Таковы условия. Остальные деньги – от республики и Федерации. Инвесторов хватало, рассказывали они красиво, но когда узнавали про объём мусора в районе, у них пропадал интерес. Объём – малый для инвестиций, для окупаемости. Нашёлся иркутский инвестор. После его расчётов тариф для населения вырос в полтора раза. Причём только в нашей, Центральной экологической зоне. Это невозможно объяснить людям. Контракт с иркутянами не подписали. И всё-таки Федерация дала согласие на строительство, выделила деньги. Во втором полугодии минприроды объявит конкурс. Срок строительства полигона – два года. После этого предстоит разработать проектно-сметную документацию по рекультивации селенгинской свалки.

Уже имеются средства на подготовку ПСД для рекультивации несанкционированных свалок за Кабанском и в Байкало-Кударе. В эти проекты предложено включить и более мелкие свалки соседних сёл. Многослойная технология рекультивации вполне эффективна и применяется во всей стране. На конечном этапе места недавних свалок засаживают многолетними травами, которые постепенно восстановят почву. Как потом использовать участок – на усмотрение местных администраций.

Но вернёмся к полигону. Что он из себя представляет? В отличие от санкционированной свалки, это природоохранный минизавод, от него не страдает окружающая среда. Полигон – отдельная закрытая территория, инженерно-технический комплекс с санитарной зоной для дезинфекции мусора, спецмашинами, системами дренажа, пожаротушения и т.д. Задача – складирование бытовых и промышленных отходов с целью их вторичного использования либо их полное уничтожение. Полигон – не мусороперерабатывающий завод, но пока он как спасательный круг для нашего района.

Возникает вопрос: можно ли построить не полигон, а сразу фабрику по выпуску продукции из вторсырья? Ответ: подобное производство в Бурятии убыточно из-за высокой стоимости электроэнергии. Мусор отвозят на переработку в Иркутск. Для сортировки и прессования в районе придётся строить перегрузочные пункты.

Конечная цель мусорной реформы – раздельный сбор и 100-процентная переработка отходов. Сбор в мешках этому препятствует. В идеале необходимо перейти на контейнерные площадки, в том числе в сёлах. На словах легко, а как это реализовать? Во-первых, где их разместить на узких улицах, и какой хозяин позволит это сделать у своего дома? Во-вторых, кто будет их содержать? В посёлках есть управляющие компании, ЖКХ. В сёлах – лишь глава, а в малых сёлах – староста. Им и метлу в руки? Из контейнеров, из баков мусор разносится ветром по окрестностям. К тому же, площадки быстро приходят в негодность.

- Что вы предлагаете? — спросила министр у глав поселений.

- Оставить сбор в мешках, — ответил оймурский глава Николай Москвитин.

- Надо переходить на цивилизованный сбор.

- К цивилизации приложить бы деньги. Без денег это не заработает. Но о деньгах даже нет речи.

- Никто из здесь присутствующих до цивилизации не доживёт, — пошутили в аудитории.

- Конечно, это долгий путь, — согласилась Наталья Николаевна. — Но других-то путей нет. Никто не предложил ничего нового.

Далее обсудили вопрос уборки мусора на побережье Байкала. Выступили представители «ЭкоАльянса»:

- В прошлом году мы столкнулись с большим объёмом ручного сбора. Если нынче эту работу снова передадут нам, хотелось бы наладить обратную связь с главами прибрежных поселений, договориться о количестве контейнеров на берегу. К главам есть и другие вопросы. Мы начисляем по зарегистрированным жителям, но в сёлах проживают и незарегистрированные, и их немало. На наши запросы главы отвечают, что не владеют такой информацией… Платёжная дисциплина в районе совсем низкая, собираемость менее 50 процентов. Начисляем около шести миллионов, собираем 2,6…

На сегодня район задолжал «ЭкоАльянсу» 80 миллионов, из них 11 – юридические лица. Те, в свою очередь, приводят доводы, что платить не за что, услуга не оказана. «ЭкоАльянс» работает в режиме бесконечных судебных споров.

Селенгинский глава Владимир Бурьян посетовал на недолговечность мусорных баков. «Стальмост» отказался их выпускать, у него другие заказы. По словам Натальи Тумуреевой, появилась заинтересованность со стороны УФСИНа… А почему бы не поставить поточное производство конкретно в нашем районе, тем более что есть предприниматель, готовый этим заниматься? Это ведь не танк изготовить, не автомобиль… Или опять нужны десятки согласований с надзорными органами, и ни у кого нет охоты с ними связываться?

Кто бы знал в начале мусорной реформы обо всех её сюрпризах… Чистый воздух, чистые улицы дорогого стоят. Дороже, чем казалось…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.