Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

20.08.2019 08:55 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 15.08.2019 г.

О непростой жизни 85-летней уроженки села Тресково Марии Таракановской

Автор: Надежда ПОЯН.

Любит Мария Тихоновна из Таракановки почитать книгу в своей увитой зеленью беседке.

  Рассказать о М.Т. ТАРАКАНОВСКОЙ изначально мы планировали в рубрике «Во саду ли, в огороде». А когда приехали к Марии Тихоновне, узнали, что 14 августа она отмечает свой 85-летний юбилей. Возраст солидный, что уж говорить. Есть что вспомнить, о чём рассказать. Наверное, именно поэтому разговор наш больше был не об убранстве ограды Марии Тихоновны, а о её жизни – очень непростой, в ежедневном труде и заботах.

  Родилась Мария Тихоновна в Тресково в большой семье Божеевых. Она была вторым ребёнком по счёту, всего же детей у Тихона Филипповича и Александры Мефодьевны было 11. Детство Марии закончилось не в 41-м, как практически у всех ребятишек того времени, а на год раньше – в 1940-м. В тот год арестовали отца, только начавшего работать председателем колхоза. То ли по неопытности, то ли по незнанию молодого председателя колхоз тогда не в полном объёме выполнил заготовку дров на зиму. Вместо четырёхсот кубометров заготовили триста с лишним. И хотя дело было поправимое, вердикт ревизионной комиссии был строг – три года лагерей. Мария Тихоновна до сих пор в деталях помнит 15 февраля 1940 года – день, когда забрали отца: горела керосиновая лампа, мама и дети плакали. Помнит и то, как они после выживали. И как потом грянула война, оставившая сиротами многих ребят. Благо, Тихон Филиппович, отмотавший свой срок и вызвавшийся среди прочих освободившихся из тюрьмы идти на фронт, вернулся в ноябре 45-го домой.

  С шести лет Мария начала трудиться – сначала по дому, по хозяйству, а потом и в поле, и на железнодорожной станции, и в питомнике. Рассказать о том, как это было, – не хватит газетной полосы. Удивляет одно – как в то голодное время и в таком тяжёлом труде выжили ребятишки? Это сейчас Мария Тихоновна улыбается, вспоминая годы своего детства и отрочества, а тогда было не до смеха. 10-12-летние подростки каждый день смотрели в глаза смерти. Утром они целой группой тресковских подростков уходили на станцию, цеплялись за подножки проходящего мимо поезда и ехали в город. В одной руке – шестилитровый бидон с молоком, другой держались за поручень. В таком положении ехали час… В городе продавали молоко и покупали хлеб. Но случалось, что весь хлеб отбирали милиционеры, думая, что детей заставляют барыжить. Приходилось возвращаться домой без молока, денег и хлеба. Вскоре ребята нашли выход из положения – стали надкусывать каждую булку. Приходилось ехать и на крыше поезда, чтобы не сняли: держались за вытяжные трубы, из которых снопами вылетали искры – того и гляди, обожжёшься или вовсе сгоришь… Также ездили и на Култушную, за рыбой. Обменивали её у рыбаков на творог, сметану и даже водку.

  В 15 лет Мария закончила ФЗУ и решила поехать работать на мясокомбинат в Улан-Удэ. Для этого ей в сельском Совете нужно было взять справку. Выбивать её пришлось долго: Мария, как дочь колхозников, должна была остаться работать в колхозе. Наконец, справка была получена, и Мария отправилась в город. Работа была тяжёлая, за смену нарезали по 16 бочек мяса на каждого. Но заработок радовал. Все свои деньги Мария тратила на братьев и сестёр. Ей не хотелось, чтобы они нуждались и чтобы детство младших прошло, как и её, в одном сатиновом платьице – розовом, сшитом из маминой юбки.

  Из города пришлось вернуться через четыре года – заболела мама. И снова взять на себя ответственность за хозяйство и младших детей. Привыкшая с детства к труду, Мария и тут бралась за любую работу, приносящую хоть какую-то копейку. Сначала в питомник, на посадку саженцев – от Тимлюя до Таловки, на обустройство противопожарной полосы вдоль дороги у Байкала – там, где болотистая местность. Зимой шла на снегоуборку в дистанцию пути. Тут и мама пошла на поправку, полегче семье стало.

  А вскоре познакомилась Мария Тихоновна со своим мужем Михаилом Егоровичем. Переехали молодые в Таракановку, срубили дом. Пошли свои ребятишки – их у Таракановских четверо: две дочери и два сына. В 25 лет Мария Тихоновна пришла работать на ферму дояркой. Одно дело – ходить за скотиной дома, другое – на ферме. Тут на тебе 18 дойных коров, и весь труд – напоить, накормить, убрать, подоить – вручную, в резиновых сапогах – и летом, и зимой. А когда идёт отёл, 10 дней наблюдает доярка за телятами, и лишь потом передаёт их телятнице. А ведь самые болячки у новорождённых телят в первые дни и случаются… Благо, делились своим опытом бывалые доярки, да и характер у Марии Тихоновны такой – не дать пропасть ни человеку, ни скотине. Если уж за что бралась, то делала это качественно, старательно и всегда с задором. Со временем появились у неё свои секреты ухода за скотиной. Правда, для этого приходилось дополнительно тратить время, которого и так ни на что не хватало: с лета заготавливала для своих подопечных травы, ими потом и отпаивала.

  Неудивительно, что с таким отношением к коровам и к работе в целом Мария Тихоновна каждый год была в передовиках. И каждый год её поощряли – давали по телёнку. За всю же трудовую жизнь заработаны ею три медали: «За трудовое отличие», «Ветеран труда» и «100 лет со дня рождения В.И. Ленина». Помимо этого – стопка благодарственных писем и грамот, значки ударника пятилеток.

  Непростая жизнь досталась Марии Тихоновне – с шести лет в каждодневном труде. Мало было времени для праздников, хотя они и случались. И отмечались всегда коллективно, дружно – сначала с работниками фермы, а после выхода на пенсию – с семьёй и соседями. 41 год – таков официальный трудовой стаж Марии Тихоновны, посчитанный ей с 14-и лет. А надо бы сюда ещё 8 лет прибавить…

  Выходим с Марией Тихоновной в ограду её дома. Сразу перед крыльцом две вековых ели, упирающиеся макушками в небо. «В 1981 году я привезла саженцы из Аршана. Ездила в гости и на берегу Байкала увидела эти ели, и так они мне понравились, что решила дома их посадить. И вот какие за эти годы вымахали. Эту грушу посадила в 1991 году, в питомнике саженцы брала. А за оградой в садочке рябина, ей уже 50 лет. Тоже саженцами в питомнике брали».

  Ограда дома вся в цветах и зелени. Под елями детский уголок: импровизированные столик и стульчики из пней. На столике расставлены детские разноцветные блюдца и кружечки. Ждут, когда же приедут в гости внуки и правнуки. Кстати, внуков у Марии Тихоновны 26, правнуков – 19. Рядом – крытая беседка, увитая цветущим эхиноцистисом, построенная ещё 40 лет назад. За ней небольшой огород и русская печка, сложенная самой Марией Тихоновной многие годы назад. На ней она в жару варила еду своим ещё маленьким детям. И до сих пор варит, но уже не так часто: Михаил Егорович ушёл из жизни восемь лет назад, дети и внуки из Таракановки уехали. Но, слава Богу, недалеко – в Каменск, Селенгинск, Иркутскую область, а потому часто бывают у Марии Тихоновны. Манит их малая родина: отчий дом, утопающий в цветах, вековые ели, берегущие покой этого дома, и такой родной и добрый взгляд лучисто-голубых глаз…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.