Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

09.08.2018 09:20 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от  02.08.2018 г.

Сибирский «Титаник»

Автор: Елена ШУШУЕВА.

Как и знаменитый предшественник, ледокол «Байкал» был построен на верфях Англии…

  Город Мысовск. Начало прошлого века. На полкилометра в Байкал вдаётся пристань. Свободные от дел мысовчане вглядываются вдаль. На горизонте небольшой точкой виден корабль. Капитан, штурман дальнего плавания Михаил Алексеев ведёт к Мысовской пристани свою громадину — ледокол «Байкал»…

  Сидела в зрительном зале КДЦ «Снежный» города Бабушкина и слушала директора местного музея Марину Мелешевич, смотрела на старые фотографии — всё равно не покидало чувство недоверия. Неужели такое действительно было сто лет назад?

  Мысовск… Красавец-ледокол, курсирующий между пристанью Байкал и Мысовском за четыре с половиной часа. Несколько палуб, каюты на двести пассажиров. Большой круглый зал — царский салон. Сто метров длиной, шестнадцать — шириной, вмещающий 850 тонн груза. Сделан в Англии, по частям северными морями перевезён в Россию. Собран в Лиственничном и спущен на воду – сходни поливали постным маслом и смазывали салом — при большом скоплении почтеннейшей публики.

  Стоимость ледокола — около четырёх миллиардов рублей, если грубо перевести на нынешние деньги…

  Зрителей в «Снежном» — полный зал. Дети, которых не привели учителя, они пришли сами; взрослые разных возрастов, бывший директор музея города А.М. Шеина.

  Марина Алексеевна продолжает о том, как решили строить ледокол: «При отсрочке строительства Кругобайкальской железной дороги мог образоваться «разрыв» в непрерывном железнодорожном сообщении между Иркутском и Мысовой. Чтобы Транссиб заработал бесперебойно, было решено пустить через озеро Байкал мощный паром, могущий перевозить с одного берега на другой целые железнодорожные составы с грузами и пассажирами».

  …В 2006-м небольшая творческая группа Кабанской межпоселенческой библиотеки (Н.Г. Дорохова, Н.А. Мохосоева, В.А. Новиков), выигравшая Президентский грант, углубилась в тему гибели ледокола «Байкал». Они сделали пятнадцатиминутный документальный фильм. И хотя после его создания прошло 12 лет, фильм с проникновенным голосом Н.Г. Дороховой за кадром зрители просмотрели на одном дыхании.

  Встреча шла, никто не глядел на часы. Следующей «страницей» конференции была встреча с А.В. Тиваненко. Представила его бабушкинский краевед Т.А. Черных. Несколько минут Таисия Акрамовна рассказывала о нём: учёный, кандидат исторических наук, археолог, гидрограф, писатель. К столу с его авторскими книгами до начала встречи выстроилась небольшая очередь.

  Алексей Васильевич Тиваненко не только хорошо пишет, но и интересно рассказывает. Зал слушал писателя, пожалуй, часа полтора. Говорил о том, что, наверное, никто больше и не расскажет. Сначала о ледоколе. В Бабушкинской типографии в 1993 году А.В. Тиваненко выпустил небольшую книгу «Гибель ледокола «Байкал». Фрагменты ледокола писатель видел в порту Байкал ещё в 1960 году. А.В. Тиваненко всегда ищет свидетелей, разговаривает с людьми, пытается подтвердить иногда спорные факты.

  Строили ледокол англичане, фирма «Армстронг и Ко», рассчитывая на морской солёный лёд. Но на Байкале лёд твёрже. И, выходя из Мысовска зимой, ледокол, не успев отойти от берега, сразу же сломал винт. Твёрдый байкальский лёд не желал поддаваться прочнейшей симене-мартеновской стали. Этот винт, считает писатель (а размеры его чуть ли ни четыре метра), до сих пор лежит у Мысовой: «Можно попробовать его найти». Мысовчане ответили, что дайверы из других городов каждый год ныряют, ищут винт.

  Тиваненко берётся за все темы, которые его интересуют, включая розыск золота Колчака. Говорил он и об этом. Рассказывал о погружении на дно Байкала в аппарате «Мир»: «Погружались утром, всплывали вечером. На дне темнота, давящая тишина, живые организмы гораздо крупнее своих собратьев с мелководья».

  Писатель любит сенсации, у него есть оппоненты, один из них, приехавший из Иркутска, стал полемизировать с Алексеем Васильевичем по поводу дат, событий и участников времён гражданской войны – о белочехах, но был мягко остановлен ведущей конференции М.А. Мелешевич, так как уже вечерело, а у встречи была ещё одна тема.

  Немного задержались гости из Байкальского биосферного заповедника, торопившиеся в Бабушкин из Иркутска. Директор заповедника В.И. Сутула показал зрителям фрагмент научно-популярного фильма о ледовой переправе на Байкале, который был снят кинематографистами по заказу заповедника совсем недавно. И упомянул, что ледокол «Байкал» несколько лет приставал в Мысовой, но там пристань обрастала льдом. Позже был построен порт в Танхое. Расстояние с иркутского берега до Танхоя ледокол проходил за два часа сорок пять минут — гораздо быстрее, чем до Мысовой. Сейчас в заповеднике создан музейный комплекс Байкальской ледовой переправы. В его экспозиции всё наглядно: экспонаты, фильм о переправе и старые пульмановские вагоны.

  …Во время войны с Японией ледокол играл стратегическую роль. Он перевёз огромное число солдат, железнодорожных вагонов на Восточный фронт. В 1904 году «Байкал» взял на борт миноносец массой 295 тонн, перевозил подводные лодки «Пётр Кошка», «Форель», «Кета». И если бы пароходам давали ордена, то «Байкал» его заслужил.

  Снова процитируем рассказ М.А. Мелешевич о последних днях «Байкала» и его команды: «В годы Гражданской войны все суда на Байкале вошли в красногвардейскую Байкальскую флотилию. На носовую часть ледокола «Байкал» установили пушку и отправили его курсировать вдоль линии железной дороги. 16 августа 1918 года ледокол был расстрелян из пушек белочехами с захваченного ими парохода «Феодосий».

  Один из снарядов попал в керосиновый бак, пожар охватил деревянную обшивку. После очередного попадания заклинило рулевое управление, и ледокол превратился в неподвижную мишень. На ледоколе тогда было 12 вагонов с продовольствием и военным снаряжением, 64 бочки смазочных и горючих материалов, вторая палуба была заполнена огромным запасом каменного угля в 60 тысяч пудов, на носу судна лежали снаряды и патроны».

  А.В. Тиваненко разыскал в Мысовой бабушку Старкову, которая помнила, как страшно было при огромном пожаре, рвались снаряды с ледокола. Он горел чуть ли ни месяц…

  Но остов огромного корабля, собранный из стальных 20-миллиметровых листов, имеющий двойную обшивку, остался цел. Какое-то время остов ледокола находился на мысовском берегу. После чего был отбуксирован ледоколом «Ангара» в порт Байкал и отправлен в доменные печи Урала.

   Котлы ледохода долго служили на кожевенном заводе, в котельной города Иркутска. Наверное, на котлах до сих пор сохранились медные таблички: ледокол «Байкал».

  …Может быть, после этой встречи у кого-то из наших поэтов и композиторов родится песня о ледоколе. Красивая и трагическая история «Байкала», его капитана Михаила Алексеева, не покинувшего корабль до последней минуты, так и просится, чтобы её положили на стихи. И тогда память о «Сибирском «Титанике» — ледоколе «Байкал» — будет звучать в сердцах мысовчан и всех жителей Подлеморья. И не пора ли сбыться мечте писателя А.В. Тиваненко о мемориальном комплексе, посвящённом ледоколу «Байкал». Уже есть музеи в Иркутской области, порту Байкал, Танхое. Дело — за Мысовой. Властям и меценатам стоит вложить средства, чтобы возродить Мысовскую гавань, реставрировать маяк, обустроить набережную, создать макет ледокола «Байкал». История нашего края богата – пусть люди знакомятся с ней ярко и запоминающе…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

31