Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

14.06.2018 10:32 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 07.06.2018 г.

С комбинатом на все времена!

Автор: Елена ШУШУЕВА.

Династия ЧЕРНИГОВСКИХ. Те, кто смог собраться. По уважительным причинам нет Виктора Игнатьевича и Леонида Игнатьевича. Юрий Игнатьевич в центре второго ряда.

Продолжаем рассказывать о славных трудовых династиях Селенгинского ЦКК.

  ЧЕРНИГОВСКИЕ – фамилия на ЦКК знаменитая. Чего стоит только общий трудовой стаж большой семьи – почти четыре века… Династию в самом начале работы комбината основали братья Виктор, Юрий, Леонид, Анатолий, Владимир. Вслед за ними сюда пришли работать их дети, создавались семьи, династия пополнялась.

«Ты помнишь, как всё начиналось?» Юрий

  Было одно время, 1976-1977 годы, когда братья работали пятером: Виктор, Юрий, Леонид, Анатолий, Владимир. А вообще в семье у родителей братьев девять детей. Отец Игнат Моисеевич всю жизнь работал на железной дороге. Родом он из Дубинино, жили в Боярске. Позже дети купили отцу и маме квартиру на улице Рабочей в Селенгинске.

  Первым из братьев на комбинат в 1973 году устроился Юрий. За плечами у него были опыт работы в СМУ, училище на Первой площадке, которое он закончил по профессии сварщика с красным дипломом. Цех капитального ремонта тогда был основным. Коллектив – девяносто человек. А специалистов сварщиков – по пальцам пересчитать. Юрий «варил» по пятому, самому высокому тогда разряду.

  Время было горячим для комбината. Продукция выпускалась, но весь процесс только отлаживался. Случались частые поломки. Начальником цеха был Владимир Иванович Кузнецов. Однажды лопнула большая труба, которая подавала на картонную фабрику массу. Всё, конец… Производство встало. Надо было срочно устранять аварию. Сварщики не отходили от трубы трое суток. Они не спали. Обеды им носили прямо в цех. Юрий Игнатьевич вспоминает, что шов был «не поворотный», надо было крутиться вокруг трубы. Лопнувшую часть убирали, приваривали новую. А чтобы трубу больше не «рвало», на каждый стык делали «бандаж». Получалось, что надо было на один шов заваривать три стыка.

  …Выдержав трое суток почти беспрерывной работы, Юрий доварил последний стык, лёжа на досках, и «выключился» – уснул…

  Со своей будущей женой Лидией он встретился здесь же, на комбинате. У Лидии Александровны это было первое место работы. В трудовой книжке у неё одна запись: принята на Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат. Приехала девушка в Сибирь после окончания Хабаровского политехнического института. На ЦКК тогда распределили целую группу молодых специалистов, инженеров-химиков. Всех направили по разным цехам. Лиду – в ЦКРИ – цех каустизации и регенерации извести.

  …Шёл 1974-й год. Поставили её начальником смены. Было тяжело. ЦКРИ тогда в народе называли не иначе, как «центральный крематорий».

  Коллектив цеха только собирался. Был ещё не обучен, рабочие не имели понятия о технологии обжига извести. Обжигальщиками работали подчас бывшие «химики» – отбывшие срок заключения. Один из них однажды пытался влезть в работающую известерегенерационную печь. А там температура 1200 градусов... Хорошо, вовремя заметили и оттащили его.

  В 1981 году Лидия перешла работать начальником в лабораторию, обслуживающую ЦКРИ. Из инженеров-химиков была создана исследовательская группа. Работали над качеством щёлоков, регуляцией режима варки, производства извести, качества щепы, сваренной и промытой целлюлозы. Молодые тогда инженеры Г. Москвитина, Л. Шиханова, Т. Кудряшова, Е. Гончаров много общались, спорили. Вместе радовались, когда удавалось добиться результата. Лидия Александровна может и сейчас интересно рассказать о всей цепочке производства целлюлозы. В лаборатории дни бежали за днями – и так тридцать четыре года…

  Александр, их сын, работал экспертом в древесно-подготовительном цехе, начальником ДПЦ. Технологом ЦКРИ, инженером по охране труда была супруга Александра – Людмила.

«Надо, значит – надо!» Виктор. Анатолий

  Юрий Игнатьевич вспоминает – он уходил в армию, а старший брат Виктор только демобилизовался и оформлялся сварщиком в цех капремонта в 1975 году. Позже Виктор перешёл уже газоэлектросварщиком пятого разряда в центральные ремонтные мастерские комбината, а в 1983-м – на картонную фабрику. Много было работ во время летних остановов. Виктор Игнатьевич трудился тогда весь световой день, потому что времени всегда было в обрез. Сроки останова ограничены. Ему, сварщику-профессионалу, не составляло труда варить в самых труднодоступных местах. И если в работе было трудно, помогала любимая его фраза: «Надо, значит надо!»

  Его супруга Людмила Андреевна больше двадцати лет работала кондуктором, обеспечивая бесперебойную доставку работников комбината на смены. Два их сына продолжили дело отца. И тоже стали работать на ЦКК. Старший, Андрей, водитель большого погрузчика «Ричстакер» в ЦПТ. Супруга Андрея Елена двадцать лет отдала комбинату – контролёр-кладовщик, председатель цехового профсоюзного комитета. Пять лет трудился начальником караула в пожарной части ЦКК младший сын Виктора Игнатьевича – Евгений.

  Рано ушёл из жизни ещё один брат Черниговских, тоже сварщик по профессии – Анатолий Игнатьевич. Сам работал на комбинате и оставил после себя доброе наследие. Сыновья Павел с супругой, Артём трудятся и сейчас на производстве.

«Делу – время…» Леонид

  Самая большая ветвь на комбинате – у Леонида Игнатьевича. Когда Леонид с Людмилой, в девичестве Поповой, сыграли свадьбу получилось, что с династией Черниговских породнилась династия Поповых. Тесть Леонида Дмитрий Михайлович строил комбинат. Он работал в подрядной организации комбината «Дальстальконструкции», с бригадой возводили большую трубу на ТЭС. Тёща Татьяна Григорьевна работала бухгалтером в ЖКО, которое было в то время «комбинатовским».

  Сын Поповых – Валерий Дмитриевич – сорок лет на комбинате. Начинал слесарем, сейчас трудится механиком цеха контрольно-измерительных приборов и автоматики. По стопам отца пошёл сын Алексей Валерьевич. После окончания с красным дипломом Красноярского технологического института вернулся в посёлок, трудится старшим механиком в ЦПТК. Отец и сын Поповы сдержаны на слова. Алексей на вопрос, почему выбрал комбинат, ответил просто: «Тянуло домой».

  Год успела поработать на комбинате супруга Леонида Игнатьевича – Людмила Дмитриевна, а сорок лет она отдала школе, работая учителем математики.

  …Сам Леонид Игнатьевич пришёл на комбинат позже братьев, в 1974-м. Стал работать слесарем в капремонте. Он с теплом вспоминает своих наставников. Начальником цеха был Борис Алексеевич Хроменков. Работал в бригаде у Николая Ивановича Данцевича. До прихода на ЦКК Леонид успел поучиться во многих местах. Во Владивостоке он прошёл два курса мореходного училища. Комиссовали по здоровью, потом учился в технологическом институте Улан-Удэ, Иркутском политехническом. Закончил, в конце концов, Красноярский политехнический институт.

  Живой ум и организаторские способности молодого слесаря заметили. Через месяц он работал мастером, потом механиком. В ту пору в семье у Леонида было двое маленьких детей, ожидали третьего, жили в однокомнатной квартире. И тут его пригласили механиком в цех каустизации и регенерации извести. Цех сложный. Но позвали, обещая выделить квартиру.

  Селенгинск в 1976 году активно строился. И в ведущих цехах комбината люди быстрее получали жильё. К рождению третьего ребёнка Леонид Игнатьевич въехал в новую квартиру. Работать было интересно. Приходилось демонтировать старое оборудование, устанавливать новое, производить много ремонтов. Химия – щёлок, частые поломки. Спокойно не жили. Дежурный автобус по ночам только успевал привозить вызываемых на аварии слесарей.

  Черниговский вспоминает, как дружно, одной командой тогда трудились. Можно было без всяких бюрократических проволочек подойти к инженерам конструкторского бюро Михаилу Патлахе, Анатолию Секерину и попросить спроектировать сломавшийся узел, деталь или целую часть машины.

  Все работы выполнялись в ЦРМ, а устанавливали специалисты цеха. Каждым он дорожил.

  Леонид Игнатьевич поработал при пяти директорах ЦКК, начинал с Г.П. Сивкиным. С гордостью говорит о расцвете комбината при В.О. Гейдебрехте. Было пять с лишним тысяч работающих, приносил прибыль завод побочных продуктов, работало подсобное хозяйство.

  Умели и отдыхать. Черниговскому вместе с О.М. Татариновым была поставлена задача построить четыре домика для турбаз на Байкальском Прибое. Организовали свою пилораму и сделали домики «с нуля». Много раз потом цехом там отдыхали…

  Вытерпели и трудные времена купонов. Было время, когда слесарь приходил на смену с обедом, где в пол-литровой банке супа еле заметным плавал маленький кусочек мяса. А надо было смену «пахать», гайки крутить и кувалдой работать… Рад Леонид Игнатьевич, что при нынешнем руководстве ожил комбинат. Огромные средства вкладываются в модернизацию: «У нас всё было вручную. А теперь автоматика, компьютеры…»

  Трудился он во многих цехах, его отправляли на разные участки работы. Много талантливых и замечательных людей встретил за время своей работы здесь. И своим трём детям как-то незаметно привил любовь к комбинату.

  Младший сын Александр уже пятнадцать лет стропальщик в ДПЦ, в этом же цехе работала его супруга. Дочь Ольга двадцать два года на комбинате. Начинала оператором в цехе по производству тары. Молодую девушку по-матерински встретили на «мелкосерийке» уже опытные Антонина Тугаринова и Галина Филиппова, начальником смены была В.И. Прошкина. Позже перешла в ДПЦ кладовщиком, после окончания института – начальником смены, заместителем начальника по бирже. В этом цехе Ольге нравилось всё, но особенно запах щепы. И хотя работа на улице – мороз, ветер, «прикипела», сроднилась с дружным коллективом. Сейчас она – начальник отдела лесоприёмки.

  Старший сын Андрей Леонидович начинал электромонтёром. После окончания Восточно-Сибирского технологического института прошёл хорошую школу в электроцехе, на ТЭС, фабрике тарного картона. Работал главным энергетиком, техническим директором. Сейчас – заместитель генерального директора комбината.

  …Фотографироваться династия Черниговских решила возле родового гнезда, родительского дома на улице Рабочей. Это место объединяет их всех. Здесь справляли 95-летний юбилей мамы братьев Евдокии Александровны. И – столы на улице, и бесконечные разговоры. О чём? Об огороде, о рыбалке. И, конечно, о самом главном в жизни, о любимом комбинате. Черниговские с ним – на все времена…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.