Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

21.11.2018 12:54 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 15.11.2018 г.

Сидорово? Позапрошлый век... (Продолжение)

Автор: Елена ШУШУЕВА.

Карта 1948 года, на ней обозначены Пашино, Горбово, Кычино. Но для Сидорово она слишком современна...

Продолжаем рассказывать о деревнях, в разное время и по разным причинам исчезнувших с карты Кабанского района.

Могильной плите Ксенофонтия Петровича сто десять лет…

Полине Петровне 88 лет — Сидорово не помнит…

  (Окончание. Начало в «БО» от 25 октября 2018 г.).

  Иногда кажется, что написать очередной рассказ в рубрику «Кабанские Матёры» всё равно, что вскарабкаться на отвесную скалу. Вершина манит, а зацепок никаких…

  До этого мы брались писать о сравнительно недавно прекративших своё существование деревнях – Пашино, Поворот, некоторых бурятских улусах. Часть из них исчезла с карты в 1950-х годах или чуть позже. Ещё живы уроженцы этих деревень, сохранились фотографии, в свободном доступе карты. С Сидорово же получилась задача посложнее…

«Не верю…»

  Разыскивая следы деревеньки Сидорово, мы дважды приезжали в Шергино. Получилась интересная ситуация: Пётр Степанович, единственный из Сидоровых живущий в Шергино, ни в какую не соглашался, что была одноимённая с его фамилией деревня. «Покажите карту!» — просил он. Карты у нас не было… А цитата из книги о Байкало-Кударинской Степной думе Петра Степановича как-то не убедила. Тем более, что и книгу мы с собой не взяли. Петру Степановичу хотелось знать историческую правду. Он посоветовал обратиться к своей тётке Полине Петровне и к его отцу Степану Петровичу, живущему в Иркутске.

  …Восьмидесятивосьмилетняя Полина Петровна – в девичестве Сидорова – много лет назад переехала из Шергино в Селенгинск. Бодра, память свежа. Всю жизнь в работе, в движении. Очень много и интересно рассказывала.

  Помнит, как нелегко жилось семье после того, как её раскулачили. Шесть ребятишек, родители, бабушка с дедушкой. Жили трудно, но дружно. Питались с огорода, сажали много картошки. Не всегда стол ломился от яств. Но бабушка с мамой были добрыми хозяйками и женщинами. Если кто заходил в гости, не отпускали без того, чтобы не усадить за стол, чаем горячим напоить. Полина Петровна помнит, что мама свою порцию норовила отдать бабушке. Сама больше старалась пить воду, чтобы есть не хотелось. Говорила, что на ферме всегда может молока попить…

  Но про Сидорово Полина Петровна не припомнит. Однако знает, что Сидоровы не всегда жили в Шергино. Первым на нынешней улице Миносьянц дом поставил Степан Ксенофонтьевич, его отец жил в другом месте, но не так далеко.

Тарабановка

  Достаточно много про род мужа знает супруга Петра Степановича – Марина Михайловна. Она показала нам старинную могилу. На шергинском кладбище шёл субботник. Люди красили ограду. Чисто, ухожено, много старых надгробных плит, у некоторых надписи стёрлись.

  На одном из надгробий читаем: «Ксенофонтий Петрович Сидоров. 73 года. Умер 25 марта 1908 года». Буквы ещё со знаком «ять». Получается – Ксенофонтий Петрович – прапрадед Петра Степановича. И родился он в 1835 году. Жил как раз в то время, когда было Сидорово. Документ Кударинской думы, где говорится о том, что «промежу» деревнями Шергиной и Сидоровой были бурятские земли, датирован 1838 годом…

  О Ксенофонтии Петровиче известно очень мало. Но кое-что есть. Так вот, жил он на самом конце Тарабановки. Это народное название улицы в Шергино, через которую идёт старая дорога в Фофоново.

  На прошлых выходных Сидоровы решили туда наведаться. Это примерно с километр или чуть меньше от их дома. Дом Ксенофонтия Петровича стоял возле речки, за огородами были лога, туда ходили рыбачить. Сейчас там болото.

  Рядом с домом Ксенофонтия Петровича стоял дом его младшего сына Елисея, он остался. У Ксенофонтия было пять сыновей и две дочери. Старший – Пётр, предок нынешних шергинских Сидоровых. За ним сестра, по-видимому, Марфа, в замужестве Шутюг. Потом сын Григорий, живший в Береговой. Дочь Варвара, вышедшая замуж в Никольск и ставшая Устьянцевой. Следующий сын – Илья. Затем – Пётр, он жил в Красном Яре и имел сына Петра. И младший Елисей, который был бездетным, умер в 1956 году. Есть сведения, что Елисей командовал в Гражданскую войну партизанским отрядом. Они со старшим братом Петром имели разные политические взгляды. Пётр, служивший на клиросе в церкви, видимо, даже скрывался в лесах от Елисея.

  Неизвестно, кто были родители Ксенофонтия Петровича, братья, сёстры, чем он занимался. Но чувствуется, что клан Сидоровых был мощным. Если сделать предположение, что Сидорово было где-то в том районе, где заканчивается нынешняя Тарабановка?

  Теоретически это почти совпадёт с цитатой из земельного документа. Но при том условии, если Шергино было меньше. А между Сидоровой и Шергиной как раз располагались бурятские земли. На карте 1948 года здесь значится улус Олзонский…

  Темой Сидорово заинтересовался старший сын Петра Степановича – Степан, врач из Иркутска. Он нашёл ещё одну ссылку на Сидорово. В книге «Сага о Прибайкалье» автора А.В. Козина, вышедшей в 2011 году в издательстве «Нова-Принт», говорится о вотчинах Селенгинского Троицкого монастыря в конце XXVII, начале XXVIII веков. Монастырь владел обширными землями: «Основные же вотчины монастыря находились в Ильинской волости: Троицк, СИДОРОВО, Тимлюй, Творогово и Степной Дворец»…

  Но разгадки Сидорово мы пока всё же не добились. Карты не нашли. Так что вершина осталась непокорённой…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.