Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

16.10.2018 11:30 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 11.10.2018 г.

Легко ли быть фермером в Кабанском районе?

Автор: Виталий ПОПОВ.

Владимир БАБКИН, Александр СОЛОВЬЁВ, Николай СУРАНОВ и Виктор ОРЛОВ с сыном Артёмом во время уборки на пшеничном поле.

  Руководитель степнодворецкого КФХ «Суранов» Николай Яковлевич человек достаточно скромный, а потому навестить это хозяйство нам удалось не с первого раза – фермер не хотел огласки. Зато когда договорённость всё же была достигнута, принял он нас весьма радушно.

  Крестьянско-фермерское хозяйство в Степном Дворце было открыто в 2014 году на базе первого отделения бывшего СПК «Кабанский». Прежнее предприятие славилось выращиванием картофеля, который поставляли, например, в исправительную колонию № 2. Высокая конкуренция, снижение урожайности и дороговизна хранения картофеля поставили крест на этом направлении кооператива. Затем на месте старого предприятия Николай Суранов основал СПК «Дворецкий», который в дальнейшем из-за перспективы получить господдержку перевёл в КФХ.

  Второстепенным направлением хозяйства стало разведение коров мясной породы и лошадей – сейчас в хозяйстве числится порядка сорока голов КРС и пятнадцати – коней. Главным же направлением стало выращивание зерновых. Правда, как рассказывает руководитель, с реализацией пшеницы и овса существуют определённые проблемы.

  — Не ценится наша продукция, – поясняет Николай Яковлевич. – Нет крупных покупателей. Изначально мы пробовали возить зерно в Улан-Удэ, но там цены совсем смешные – 7-8 рублей за килограмм, в то время, когда у нас затраты на тот же килограмм составляют по 6-7 рублей. Оно и понятно, проще заказать зерно из Алтая, себестоимость которого на порядок ниже. Да и надёжностью городские покупатели не отличились – то денег нет, то в лаборатории запривередничают... В итоге мы решили, раз уж на месте смогли завоевать спрос, то здесь и будем реализовывать свой продукт.

  Помимо цельного и дроблёного зерна хозяйство продаёт прессованное сено, солому. Всё это охотно берут жители близлежащих деревень. Приезжают в Степной Дворец и покупатели из Кабанска и Селенгинска, чтобы закупиться подешевле. Снижение цены при продаже на месте Николай Яковлевич объясняет отсутствием затрат на доставку, уточняя: «Мы ведь не коммерсанты, у нас всё по-простому». Также с производителем можно познакомиться на сельскохозяйственных ярмарках, где он выставляет свою продукцию.

  Но как бы успешно ни смотрелась налаженная работа предприятия, от посторонних глаз, как всегда, скрыт ряд проблем, которые ежедневно давят на плечи аграриев. Главная из них – финансы.

  Государственная поддержка малым производителям бесспорно существует – по ней Николай Суранов безвозмездно получил от Минсельхоза РБ 50-процентную компенсацию средств, затраченных на покупку пресс-подборщика и граблей. По такому же принципу он планирует получить компенсацию и за приобретение косилок. Суть проблемы заключается в том, что получить компенсацию можно только после покупки, то есть изначально фермеру нужно выложить полную стоимость товара из собственного кармана. И если приобрести пресс-подборщик, стоимость которого относительно небольшая, по такой схеме реально, то обновить автопарк весьма проблематично. Поэтому и работать приходится на комбайнах 80-х годов выпуска, оставшихся со времён СПК «Кабанский». Да и те собраны из старых запчастей. «Кое-как «сляпали», бегают мало-мало», — такими словами оценил их состояние Николай Яковлевич.

  Другая загвоздка – цена дизельного топлива. Затраты на него тоже компенсируются правительством, но объём денежного возврата оставляет желать лучшего. Для примера, затратив около 300 тысяч рублей на масло и солярку, вернулось хозяйству лишь 17 тысяч. Прибавим к этим расходам налог на землю в 150 тысяч рублей, аренду гаража, зернохранилища… В общем, в финансовом плане жизнь КФХ выглядит удручающе.

  Единственная проблема, от которой страдают чуть ли не все сельхозпроизводители района, и которая обошла КФХ Суранова стороной, – бродячие животные. Его посевы не страдают от потрав. Дело в том, что до недавнего времени Николай занимался заготовкой пиломатериалов и все фермерские поля огородил. Увы, из-за высокой конкуренции на аукционах цены на лес стали запредельными, продолжать этот вид деятельности стало бессмысленно.

  О каком-то серьёзном развитии хозяйства при таких условиях и говорить не приходится. Тем не менее, на будущий год Николай планирует расширить площадь посевов и закупить коров казахской белоголовой породы, тем самым увеличив поголовье мясного скота. Развивать молочное направление хозяйству мешает отсутствие рабочих рук – коров просто некому доить. Сейчас основное звено КФХ состоит из шести человек, включая самого Николая Суранова. Молодёжь работать на селе отказывается, а потому дальнейшая судьба хозяйства остаётся под вопросом. Сам Николай Яковлевич по этому поводу говорит: «Раз уж пенсионный возраст государство нам добавило, будем работать. А там, глядишь, и детей потянет на родную землю и они продолжат наше дело – всё ведь уже наработано.

  Я с раннего детства занимаюсь сельским хозяйством и с уверенностью могу сказать, что на фоне всех невзгод фермерское дело имеет один большой неоспоримый плюс – это ежедневная работа на свежем воздухе…»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.