Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

25.01.2018 18:04 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 18.01.2018 г.

Повесть о «красном директоре» А.И. Хмелёве (Часть 4)

Автор: Иннокентий БОЛДОГОЕВ.

А.И. ХМЕЛЁВ всегда был в центре внимания прессы. На фото 1974 г. он даёт интервью на бурятской студии телевидения.

Рассказанная теми, кто работал рядом с ним

Приезжая в Кабанский район, первый секретарь обкома партии А.У. МОДОГОЕВ обязательно встречался с А.И. ХМЕЛЁВЫМ.

Часть 1, Часть 2, Часть 3.

4. «Он опередил своё время»

  Близко с Алексеем Хмелёвым я познакомился, когда он стал директором совхоза «Кабанский». В один из приездов в Кабанск зашёл к первому секретарю райкома Василию Иннокентьевичу Титову и застал там молодого директора хозяйства. Титов представил меня «зачинателем «голубой целины», а Хмелёва – «покорителем этой целины».

  …История «голубой целины» была романтичной и… печальной. Объясню. Работая председателем колхоза в родном селе Корсаково, в конце пятидесятых годов с подсказки некоторых специалистов из Минсельхоза я загорелся идеей выращивания «на дешёвых природных кормах в пойме Селенги утиного мяса».

  За идеей последовали дела: построили птичники, создали свою инкубаторную систему (ИПС), подобрали птичниц, наняли со стороны специалистов, вырастили первые тысячи утят и… не рады стали им. Мясокомбинат, не имея птичьего убойного цеха, не принимал наших «питомцев». С живым товаром выезжали на рынки в Улан-Удэ, Кабанск, Кудару, но не много находилось покупателей уток, тем более, потерявших при разных перевозках свой товарный вид. Плюс ко всему не было в республике комбикорма, без которого вообще немыслимо выращивать птиц. Колхоз понёс немалые убытки, и пришлось покончить с экспериментом.

  А легенда о «голубой целине» пошла тогда с лёгкой руки журналистов, усмотревших в нашем эксперименте начало нового чуда в экономическом развитии республики.

  Но чуда не произошло. Однако наша неудача не обескуражила моих земляков. При той встрече секретарь райкома сказал:

  — Что ж, первый блин комом. Но ваш эксперимент поучителен для нас всех. Алексей Иванович анализирует не только ваши, но и первые неудачи своего совхоза. Но утиную проблему всё равно решим.

  Мне понравилось такое оптимистическое заявление партийного руководителя, и тут же услышал слова Хмелёва:

  — Придёт время, и вырастим до миллиона птиц.

  Мне показалось, что ослышался, но директор повторил свои слова.

  — Конечно, не сразу, постепенно будем наращивать…

  Алексей Хмелёв принял совхоз в 1961 году, приехав сюда из Мухоршибири, где работал главным ветврачом и заместителем председателя крупного колхоза «Коммунизм». Работал там рядом с опытным хозяйственником, умелым организатором Николаем Тютриным. Опыт работы в этом хозяйстве, тем более с незаурядным руководителем, многому научил Хмелёва. Хотя был на вторых ролях, но его заметили. Он отличался инициативностью, настойчивостью, упорством в достижении поставленных целей, хозяйской расчётливостью.

  Выдвинутый на руководство крупнейшим хозяйством, Хмелёв не растерялся и не ударил в грязь лицом.

  Здесь, на кабанской земле, во всю ширь раскрылись его энергия, природный талант организатора и экспериментатора.

  …Прошло немало лет со времён первой нашей встречи с Алексеем Хмелёвым в райкоме, уже шла в республике молва об успехах совхоза и его руководителе. О нём даже писали в центральной «Правде». Знакомство наше не прерывалось. Работая в рыболовецкой колхозной системе, не раз встречались на берегу Байкала, ибо земли наших колхозов граничили с землями совхоза, сёла соседствовали.

  Но особо памятен мне один из июльских дней в начале 70-х годов. Это было в селе Истомино, где размещалась совхозная инкубаторная станция. Это был целый комплекс промышленного производства птичьего мяса. Показывая хозяйство, рассказывая о проблемах, Хмелёв между прочим заметил:

  — В этом году берём миллион двести тысяч птиц…

  Для кого-то это событие было рядовым явлением, но для меня лично было радостным. На самом деле идея, рождённая в районе, осуществилась, да ещё с таким размахом!

  И ещё. В тот день мы окончательно утвердились в своём решении создавать в рыболовецких колхозах района утиные фермы, наладить промышленное производство мяса взамен потерянного омуля в связи с временным запретом его добычи.

  Не буду рассказывать, как рождались у нас эти фермы, как помогал Хмелёв рыбоколхозам в первый период их становления. Лишь отмечу, что, начиная с 1973 года, кабанские рыбоколхозы ежегодно выращивали более 300 тысяч уток, производили до 7 тысяч центнеров мяса. Колхозные птицеводы не забывали неоценимую поддержку Алексея Ивановича.

  В конце 1978 года мне пришлось побывать в хозяйстве Хмелёва.

  В ту пору птицефабрика «Кабанская» была в зените своего развития. Здесь производилось более 36 тысяч центнеров мяса — намного больше, чем в некоторых районах. Здесь надаивали более 3 тысяч литров молока на корову, получали по 85-90 телят от ста маток, собирали стабильно 15-17 центнеров зерна с гектара. И в беседе была названа новая цифра выращенного поголовья: полтора миллиона уток. Все отрасли оказались рентабельными. Чистая прибыль достигла 1,7 миллиона рублей. Почти полмиллиона рублей выделялось на внедрение новой техники и расширение производства.

 Короче говоря, Кабанская птицефабрика была наглядным примером осуществления интенсификации сельскохозяйственного производства, широкого внедрения достижений научно-технического прогресса и перевода производства продукции полей и ферм на индустриальную основу.

  За всё это Хмелёв снискал уважение к себе, его ценили всюду. В 1980 году он избирается первым секретарём Кабанского райкома КПСС. Четыре созыва был депутатом Верховного Совета Бурятии и членом его президиума. Дважды был награждён самой высокой в СССР наградой – орденом Ленина.

  …Дорого стоили Хмелёву такой труд и такая жизнь. Перенёс не один инфаркт, но сердце всё же не выдержало. В 68 лет его не стало. Но память о нём жива в народе. В родном селе Зырянск, что в Прибайкальском районе, в доме, где родился, прошли его детство и юность, установлена мемориальная доска.

Об авторе

  И.И. Болдогоев – известный партийный и хозяйственный деятель Бурятии, журналист. С 1960 по 1978 годы – председатель «Рыбколхоза» — рыболовецкой колхозной системы на Байкале. Награждён двумя орденами «Знак Почёта», медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. Умер в 2001 году. Публикуемые воспоминания написаны в 1998 году, к 70-летию А.И. Хмелёва.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.