Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

18.01.2018 17:29 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от  11.01.2018 г.

Елань может исчезнуть с карты Кабанского района?

Автор: В.И. ЕЛЕЗОВ.

К такому выводу пришёл член кабанского Совета ветеранов В.И. Елезов

  За последние годы многие земляки стали собирать архивные материалы о своих родах, о своей малой Родине, выпускать книги истории своего родного края.

  Я решил написать краткие данные из истории своего села Елань, которые собирал по крохам из различных источников. Для чего это я делаю? Есть опасения, что с уходом из села градообразующего предприятия ФГУП «Байкальское» из-за разных бюрократических препон, из-за равнодушия чиновников всех уровней к судьбе российского села, а самое главное – из-за равнодушия основной массы самих сельчан наша малая Родина может исчезнуть с лица земли, как деревни, улусы, которые описаны в газете «Байкальские огни» под рубрикой «Кабанские Матёры».

  Есть наглядный пример в Прибайкальском районе: в 60-х годах прошлого столетия из-за ликвидации леспромхоза ушла в историю деревня Ельцово. Сейчас сохранился только погост. К слову – в ней жили 24 семьи Елезовых.

  Ещё в Константинополе в 14 веке патриарх Филофей говорил, что Родина – прежде всего мы сами! Что «землю не можно спасти, ежели она не хочет спасения, и очень трудно погубить, ежели она того не возжелает сама…» А мы сейчас видим, что сами жители села не хотят спасения, не взирая на то, что земля полита потом их предков, которые лежат здесь же на погосте!

  На проблемах российской деревни я не буду останавливаться, т.к. об этом пишут в газетах, говорят политики. Здесь уместны слова писателя Петра Проскурина из романа «Отречение»: «И сказал Иисус Христос всему народу о вечном законе жизни – что все вновь приходящие наследуют созданное трудами их отцов, а затем возвращают долг свой сыновьям, что он послал Вас жать, над чем Вы не трудились, а Вы в труд их вошли». Задумайтесь над этими словами!

  Из истории мы знаем, что первые переселенцы в Сибирь, начиная с XVI века, были в подавляющем большинстве выходцами с русского севера (поморы Архангельской, Вологодской губерний). Это подтверждается и в настоящее время. Так, в Архангельской области сейчас живут семьи Каргапольцевых, Елезовых, Галкиных и другие, которые есть у нас, на кабанской земле.

  В заселении Прибайкалья и Забайкалья, как и по всей территории Сибири, выделялось два потока: легально-государственный и вольно-народный. Преобладал первый. Это были казаки, стрельцы, крестьяне, провинившиеся дворяне и боярские дети, раскольники и другие. Ко второй группе относились разного рода «охочие» и «гулящие» люди, бездельные крестьяне, беглые холопы, преступники. Были среди служивых и те, кто ехал в Забайкалье на «вечное житьё». Иногда служилые люди переводились из городов Центральной России в Сибирь, поэтому их называли «переведенцами». Кроме них, в Сибирь попадали знатные военнопленные, а также украинские казаки, писари, счетоводы, лекари, чиновники, учителя, крестьяне-земледельцы.

  Для занятия земледелием выбирались свободные земли. Деревни, как правило, ставили по берегам рек. Русские селения вначале были мелкими, расположенными далеко друг от друга. В связи с увеличением населения в начале XVIII века начали возникать всё новые и новые виды русских посёлков вокруг Байкала и дальше: города, городки, селения, починки. Так, в Забайкалье и Прибайкалье были созданы Иркутский, Баргузинский, Селенгинский, Нерчинский, Верхнеудинский уезды. Русские переселенцы по своему социальному положению входили в состав мещан, купцов, цеховых, государственных и экономических крестьян и т.д.

  Следует обратить внимание и на то, что в XVIII веке для заселения Сибири в целом правительство широко использовало ссылку, которая в дальнейшем стала постоянным видом переселения русского населения из европейской части России.

  В марте 2018 года село Кабанск будет отмечать своё 340-летие, но, к сожалению, мало кто знает, что Елань почти ровесница Кабанска.

  Постараюсь в хронологическом порядке описать данные из архивных материалов.

  Впервые деревня Ялань была упомянута в 1688 году как вотчина Ильинской волости. Деревня Тимлюй вместе с одно-двудворовыми деревнями Ялань и Закалтус были приписаны к Троицко-Селенгинскому монастырю, основанному в мае 1681 года. (Елань — от тюрского слова «ялан» – пастбище, луг, открытые участки среди леса, поляны, низкие места между гор).

  В 1704 году правительство узаконило право вместо жалованья и оклада селить на монастырских землях крестьян из гулящих и иных людей. Большой размах получила покупка «иноземцев» — жён и девиц. В связи с этим в устье реки Селенги образовались приходы из лиц от смешанных браков (из коренных русских и туземно-ясочных крестьян): Троицкий, Посольский, Кударинский, Твороговский, Еланский.

  В 1720 году в западном Забайкалье существовали 3 слободы и 7 деревень. Это Твороговская, Оймурская, Яланская, Юговская, Большерецкая, Тимлюйская, Хилуцкая. В Яланской деревне было 17 дворов (в Кабанской – 61 двор).

  В 1722 году проведена первая перепись (ревизия). Посольский монастырь приобрёл у солдата Петра Черкашенина за 350 рублей «деревню Елань со всяким дворовым строением» близ Кабанского острога. Она имела пахотной земли 15 десятин, сенных покосов на 300 колен.

  В 1728 году Посольский монастырь имел следующие земли: Степнодворецкую, Рупышевскую и Куядскую. В этом году монастырь на реке Кабанья, близ деревни Елань, построил 2 мукомольные мельницы. За монастырём числилось 5 крестьянских семей в Степной и Рупышевской заимках.

  В 1731 году в Еланском поселении числились 17 дворов.

  В 1740 году в Еланской деревне насчитывается 15 дворов, в Колесовской – 25, Твороговской – 26. В Яланской деревне, которая стоит вверх по Кабаньей речке, – 15 дворов, пахотной земли – 121 десятина. В год сеют ржи по 43 десятины, а другого хлеба никакого не бывает у пашенных крестьян.

  В 1744 году проведена вторая перепись. Данные 2-й переписи (ревизии) в Яланской деревне крестьян мужского полу:

  «Со времён 1-й переписи померло 22 человека.

  Взято в рекруты – 2 человека.

  Определены в Посад – 2 человека.

  Итого выбыло 33 крестьянина.

  Выбыло из Кабанского острогу 54 крестьянина».

  В 1764 году при Посольском монастыре числилось 5 заимок, в т.ч. Рупышевская.

  В 1762-1764 годах проведена 3-я перепись.

  Данные 3-й ревизии (сказки) 1763 года: «Ремесленник Григорий Елизов – 47 лет, у него жена Улита – 42 года, взята у удинского умершего казака Андрея Пинчегина. У них дети: Исай – 14 лет, Яков – 7 лет, девка-падчерица Софья – 25 лет».

  1770 год. Крестьянские деревни Верхняя, Нижняя Елани и Рупышево, которые в последующем слились в одну деревню, были приписаны к Посольскому монастырю. Деревня Рупышево упоминается как деревня в устье р. Селенги.

  1816 год. На казённое ведомство перешли все вотчинские монастырские крестьяне и земли. Посольский монастырь лишился 5 своих заимок – Большереченской, Истокской, Дворецкой, Рупышевской, Куядской и мукомольной мельницы, в т.ч. 2 – по реке Кабанья.

  В 1870 году в Елани насчитывалось 73 двора. В 1918 году двое насельниц из Елани служили в Посольском монастыре.

  До революции, а также в советское время в селе работало 22 водяные мельницы, кузница, маслобойня, т.к. выращивалось много конопли. Была построена часовня. С 1910 года началось обучение в школе. После прихода советской власти организованы колхозы. В 1928 году методом народной стройки была построена школа.

  Село богато своей историей в советское время. Об этом написано много материалов, которые можно найти в Еланской библиотеке, я не хочу их дублировать.

  Хочется, чтобы наше село жило и процветало, а для этого нужно возродить духовность, чтить память предков и делать всё возможное, чтобы наши дети, внуки, правнуки знали историю своих предков и гордились своей фамилией. Ведь, кроме материальных ценностей, есть ещё и духовные. В погоне за материальным благом погибали не только селения, но и целые империи (Византия, Золотая Орда). Чтобы этого не повторилось, надо самим сельчанам сплотиться и совместно с руководством района решать все вопросы, касающиеся улучшения жизни села.

  Есть хорошая поговорка: «На бога надейся, а сам не плошай». Так и нам нужно не надеяться, что кто-то придёт и решит наши проблемы. Давайте сами будет хозяевами своего села! Примеров этому огромное количество. Нельзя допустить, чтобы на еланскую землю пришёл какой-то инвестор. Ведь потом вы будете вынуждены ему подчиняться. Есть примеры, когда местные жители не могут даже пасти свой скот, косить сено для своих животных и т.д. – ведь всё будет принадлежать по закону инвестору!

  Может, уроженцы села, живущие в других местах, окажут влияние на своих родственников, которые ещё живут в Елани, о недопустимости отстранения от проблем, чтобы они не были безучастными к судьбе села.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

126