Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

11.01.2018 11:00 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 04.01.2018 г.

Как выживает село Тимлюй Кабанского района?

Автор: Алёна ДМИТРИЕВА.

«Мы – тимлюйские!» — считают Евгений, Ольга и их сыновья Дмитрий, Алексей, Мстислав и Захар КАРГАПОЛЬЦЕВЫ.

Его жители убеждены: это Каменск вырос на его окраинах...

Старейшая жительница Тимлюя Александра Ивановна РУБЦОВА.

  Тимлюй всегда был любим краеведами. Пожалуй, ни про одно село не написано столько исследовательских трудов. Тимлюй и вправду особенный: богатейшая на события и загадки история, свой характер и уклад жизни. Но главное — люди здесь внимательно относятся к своему прошлому, каким бы оно ни было, любят его и помнят…

  «Первое упоминание о Темлюе встречается в 1688 году. Темлюй — через «е» — был большим поселением, Посольский и Троицкий монастыри даже боролись за него. Им нужны были рабочие руки: хлеб растить, сено косить. И хотя Посольский был ближе, Темлюй приписали к Троицкому монастырю», — начинает рассказ заведующая Каменской поселковой библиотекой О.Ф. Душакова.

  По крупицам архивных документов, пожелтевших от времени фотографий, воспоминаний старожилов Ольга Филипповна складывает удивительную картину тимлюйского быта, приоткрывая завесу прошлого.

  В этом году Тимлюю исполняется 330 лет. Но на самом деле он гораздо старше! По одной из версий своё название он получил в честь сестры Чингисхана Темэлуун, похороненной где-то в этих краях. Значит, люди жили здесь с незапамятных времён…

  Трудолюбие, умелое хозяйствование у тимлюйских всегда были в почёте. Народ пахал землю, сеял хлеб, разводил скот, рыбачил, охотился, держал пасеки.

  Бедняков было мало: тот, кто работал, никогда не голодал. Темлюйка (тоже через «е»!) была полноводной рекой, и в верховьях её стояли 12, а по некоторым данным и больше, мельниц. Молоть зерно сюда ехали отовсюду.

  В конце 19-го — начале 20-го века Темлюй был крупной, зажиточной деревней. «Нынешние улицы Партизанская и Советская были одной улицей Трактовой. По ней проезжал цесаревич Николай. Встречать его разрешили выйти только самым богатым и хорошо одетым. Но он пронёсся мимо на большой скорости», — рассказывает житель Тимлюя, знаток местной истории Н.К. Кобылкин. Он пишет книгу о родном селе и мечтает её издать.

  Гражданская война (три дня в Темлюе простояли каппелевцы в 1927 году), коллективизация и раскулачивание, Великая Отечественная война… Жернова истории перемололи много тимлюйских судеб.

  Свои воспоминания о послевоенном «Тимлюе – батюшке» написала Т.П. Линчук (Секерина).

  «Здесь мои многочисленные родственники, которых я знаю, помню и люблю, и те, кто жил до моего рождения, мои далёкие и сейчас ощутимо близкие предки бегали в детстве босиком, купались, собирали ягоды… Когда я смотрю на свой родной дом или сейчас на то место, где он был, на наше огромное поле, называемое «всемирным», которое было очищено от леса, ухожено, взлелеяно, в том числе руками моих предков и близких родственников, я чувствую, что нет кусочка земли мне роднее и милее, я – продолжение моего рода Секериных», — пишет Тамара Павловна.

  Судьбы, события, уклад жизни и порядки, мельчайшие детали быта Тимлюя и родной Заречной улицы она описала с такой любовью и нежностью! Не зря в поселковой библиотеке книга «Тимлюй – моя малая и милая родина» пользуется большой популярностью среди читателей.

  Поразительно, сколько видных людей дал Тимлюй. Послевоенная разруха, нищета, голод не сломили, а наоборот, закалили людей, научили ценить главное. Те поколения – одарённые, состоявшиеся, достойные люди.

  Ушедшая уже от нас Учитель с большой буквы Валентина Кондратьевна Кобылкина вырастила не одно поколение каменчан. Автор книги Т.П. Линчук – кандидат педагогических наук, преподаёт в Иркутске. Её брат, ныне покойный, Виктор Павлович Секерин – известный журналист, работал заместителем главного редактора «Байкальских огней», потом защитил кандидатскую по философии и преподавал в Читинском пединституте. Геннадий Михайлович Суранов – директор Каменской школы искусств. И список этот можно продолжать долго. Тимлюйцы живут в Болгарии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Ирландии…

  Это – славная история села, его «вчера». Сегодня есть мнение, что Тимлюй (буква «и» прочно закрепилась в названии с 50-60-х годов прошлого века) как самостоятельная единица исчезает с административной карты. Здесь нет своего сельсовета, школы, амбулатории или ФАПа, почты, клуба, библиотеки – привычного набора учреждений для любого населённого пункта. Нет даже магазина! От градообразующего предприятия – Тимлюйского отделения ОПХ «Байкальское» – остались гараж и ферма. Дети ходят в поселковые школы, старики – в поселковую больницу…

  Территориально Тимлюй растворился в Каменске, превратился в его окраины.

  Наверное, так могут подумать многие. Но только не сами жители. У них – и пожилых, и молодых – предельно ясно закреплено в головах: «Мы – тимлюйские!» Это Каменск находится на окраинах Тимлюя, «прирос» к нему, а никак не наоборот.

  Более того, сегодня Тимлюй активно «молодеет». Ещё недавно здесь можно было купить неплохой дом с участком земли за материнский капитал. Многие молодые семьи так и сделали. Интерес к Тимлюю не угасает и сейчас, так что хозяева одного из домов по Партизанской улице даже написали на воротах огромными буквами «Не продаётся!»

  «Нам здесь нравится: тихо и спокойно», — рассказывают Каргапольцевы. Евгений и Ольга жили в благоустроенной квартире в микрорайоне в Каменске. Решили поменять её на дом в Тимлюе – и ни разу об этом не пожалели. Позже купили участок, построили дом и растят четверых сыновей!

  «Что интересно: детей у нас всегда было много. Семьи, где два ребёнка – редкость. У большинства трое и четверо, а то и пятеро детей», — рассказывает мама четырёх детей, недавняя староста Тимлюя и предприниматель О.В. Собенникова.

  По документам их дом в прошлом году «справил» столетие, хотя на самом деле он гораздо старше. «Прадед родился в 1871 году в этом доме. Заводили пристрои, пилили старые брёвна – искры летели, как от металла! Вот какой лес, вот как раньше строили», — поражается Ольга Вадимовна.

  Её бабушка, старейшая жительница Тимлюя А.И. Рубцова в наступившем году отметит 94-й день рождения. Вместе с мужем Николаем Гаврииловичем, который привёз её в Тимлюй в 1955 году, они вырастили 7 детей. Сейчас у неё 22 внука, 54 правнука, 15 праправнуков и скоро появится прапраправнук!

  В 17 лет она начала свою трудовую биографию. Началась война, мужчин призвали на фронт, и за трактора посадили молоденьких девчонок. Вскоре один сломался. Александра Ивановна вместе с подругами собрали котомки и два дня ждали милиционера из соседней деревни, чтоб увёз их в тюрьму. Мы же, говорят, вредительницы! Приехал милиционер, выругался и отправил их в колхоз: какая вам тюрьма! Война идёт, работать некому…

  Ни минуты Александра Ивановна не сидела без дела – наверное, это и есть её секрет долголетия. Сегодня она читает без очков «Байкальские огни» и вяжет ребятишкам носки-варежки и яркие круглые коврики. В доме внучки она – главная, это признают все домашние. «Наш командир» — с уважением говорят они.

  Здоровья вам, Александра Ивановна!

  (Окончание следует).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.