Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

27.07.2017 08:11 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 20.07.2017 г.

МАЯК

Автор: Елена ШУШУЕВА

2007 год. Виталий Васильевич ДМИТРИЕВ на пути с «большой земли» на маяк.

Династия смотрителей ДМИТРИЕВЫХ служит здесь уже четвёртое поколение.

1957 год. Семья ДМИТРИЕВЫХ с младшими детьми.

Стоят: Валерий, Ирина, Валентин. Сидят: Вера, Василий Михайлович, Вася, Александра Степановна, Шура.

  Сказочное место – дельта Селенги… Какими только превосходными прилагательными не награждают его наши и иностранные туристы: «фантастические виды бурятской Финляндии», «архипелаг камыша». Они правы: стоит только раз побывать здесь, красота останется в душе.

  Такой крупной и сложной по своему разливу пресноводной дельты – в мире ещё поискать. Да и нет такой… Как-то довелось быть в научном центре в селе Истомино. Был международный семинар. Учёные из России, Франции, Америки, Китая говорили о нашей дельте как об уникальном природном явлении. Дельта раскинула на тридцать километров множество рукавов, речушек, озёр. Она постоянно меняется. Сюда слетаются гнездиться двести пятьдесят видов различных птиц. Селенгинская дельта сравнима с дельтой Нила, но наша лучше!
  Почти в том месте, где Селенга впадает в Байкал, стоит маяк. Десятиметровая стальная вышка с мигающим фонарём наверху не даёт сбиться с пути судам и лодкам, заходящим из Байкала в Селенгу. Без маяка, а до него без бакенов, фонарей, морякам, рыбакам, путешественникам, особенно в непогоду и туман, легко сбиться с пути. Других указателей в море нет, дорогу спросить не у кого.
  Получается, маяк — стратегически важный объект. Ещё интересно, что стоит он на искусственном, намытом острове. Земли немного и сплошная романтика: вода, ветер и царство птиц…

ВАСИЛИЙ И АЛЕКСАНДРА

  Восемьдесят лет назад, в 1937 году, на маяке стал работать бакенщиком Степан Феоктистович Хлыстов. Маяк тогда был деревянным и находился ниже по течению Селенги, в протоке Тугарихе. Память людская сохранила, что первым смотрителем маяка был бывший ссыльный Тимофей Иванович Матвеев. Грамотный, умный человек. Он смог хорошо организовать работу маяка и метеостанции.
  А перед войной, в 1940 году, на маяк переехала семья Дмитриевых – дочь Степана Феоктистовича Александра с мужем Василием и тремя детьми. Началась война, Василия Михайловича призвали на фронт. К маяку тогда был прикомандирован большой штат лодок и судов. В Хараузе, расположенном рядом с маяком населённом пункте, которого сейчас уже нет, был свой Хараузинский рыбозаводской флот. Ходили различные баржи с грузом, «наливнушки», как их тогда называли, с бензином, керосином, соляркой, много было сетевых морских лодок, ставных и закидных неводов.
  Основным транспортным путём во время войны был водный. И работникам маяка надо было обеспечить прохождение судов днём и ночью. Большая нагрузка и ответственность.
  В 1942-м с фронта вернулся Василий Михайлович. Семья радовалась: «Живой!», хотя надежды на выживание было мало. Солдат был изранен, имел контузию и весил 43 килограмма — «не жилец!»
  Супруга Александра Степановна взялась выхаживать мужа. Как ей это удалось без врачей, лекарств? Наверное – любовь… Она творит чудеса!
  Василий Михайлович начал поправляться, поднялся. И стал работать на маяке, который относился к Восточно-Сибирскому речному пароходству, головное управление находилось в Иркутске, филиал — в Улан-Удэ.
  Василий Михайлович по характеру был жизнелюбивым и добрым, подстать ему была и Александра Степановна. После войны у супругов родилось ещё семеро детей. Нелегко было растить десятерых ребятишек вдали от цивилизации, без электричества. Но супруги не унывали и всегда помогали людям.
  Частенько рыбаки терпели бедствие на хрупком льду. Проваливались с мотоциклами, машинами. Бежали на маяк. Дмитриевы пытались спасти транспорт с помощью подручных средств — жердей, багров, брёвен. Пострадавших людей Александра Степановна старалась обогреть, топила баню, переодевала в сухое бельё, кормила, поила горячим чаем.
  Сколько таких случаев было у них – кто считал? Спасённые потом передавали благодарности через друзей, писали слова признательности через нашу газету. А ещё супруги были патриотами маяка, всей природы Байкала. Василий Михайлович наказывал детям: «Байкал-батюшка пьяных и жадных не любит»…
  Магазины были далеко. Семья выживала тем, что всегда сажала огород. Картошку, правда, подтапливало на корню. И она долго не хранилась, её не хватало. Держали одну-две коровы.
  …Много переживаний пришлось на долю Александры Степановны. Старшие сыновья помогали отцу. Каждое утро и вечер Геннадий и Виталий отправлялись на свои участки. Надо было зажечь фонари вечером. А утром потушить, протереть стёкла и налить керосин.
  У Геннадия, как у старшего, был самый трудный участок. Он уходил на вёсельной лодке за три-четыре километра от дома в открытый Байкал. Ему надо было зажечь два фонаря, находящихся на пути из Байкала в Селенгу. Сын уплывал, а мама, взяв с собой Виталия, шла на берег, и они ждали, когда на горизонте покажется маленькое пятнышко его лодки. Каждый раз она волновалась за сыновей…
  В 1953 году пароходство принялось намывать искусственный остров. Строилась Иркутская ГЭС, уровень воды должен был подняться. За лето паровым краном на берег насыпался грунт. Его развозили по берегу тележками двое взрослых рабочих и десять подростков, в том числе и сын Дмитриевых – Виталий.
  На следующее лето баржами стали возить фашину — кустарник, связанный проволокой. Укладывали в шахматном порядке, а оставшееся пространство заполняли бутовым камнем. Работали пароходы «Матросов», «Баклан». Привезли и установили стальную конструкцию маяка. Потом перевезли жилой дом смотрителей.
  …Александра Степановна стала часто прибаливать, и в 1961 году её не стало. Овдовевший Василий Михайлович остался с шестью малолетними ребятишками на руках. Четверо старших, как могли, помогали. Надо было жить дальше, работать.
  Прошло время, и в семью Василия Михайловича вошла Галина Ивановна Нарбекова со своими тремя детьми. Она смогла объединить две семьи, заботилась обо всех детях, стала работать на маяке дежурным на метеостанции. Каждую неделю в Иркутск передавались сведения об уровне воды, её температуре, толщине льда зимой.
  Василий Михайлович работал на маяке до самой своей кончины. Он остался верен смотрительскому делу, гордился тем, что сохранил всех детей в трудные времена. И ни один из них не свернул на «скользкую дорожку», все выучились, работали.
  После него смотрителем стал работать сын Василий. Но в 1991 году его жизнь трагически оборвалась, он утонул…

ВИТАЛИЙ

  Брата сменил Виталий Васильевич. По профессии проектировщик, он, как и вся его семья, нежно любил маяк и старался сделать это место лучше. Обстоятельный, вдумчивый, неторопливый, он начал потихоньку благоустраивать остров. Дело в том, что искусственный остров постоянно моет, его испытывает на прочность ветровая эрозия. Было ещё намыто большое количество грунта и разнесено по острову. Укреплялся берег. Не одобрял Виталий Васильевич вагончики и домики, которые, как грибы, появлялись на острове то тут, то там… Их обитатели не с таким благоговением относятся к здешней природе, чаще всего это рыбаки, но назвать их «любителями» язык не поворачивается.
  …Десять лет назад Виталий Васильевич брал меня с собой на маяк. У него было много планов и задумок. Электроэнергией остров снабжался от небольшого «движка», работающего на бензине, которого смотрителям выделялось не так много.
  Виталий Васильевич мечтал о ветряке. На острове почти постоянно дует ветер такой силы, что энергии ветровой станции хватило бы с лихвой. Но это только в Голландии через каждые десять километров стоят ветряные станции, а у нас в России стоимость их весьма высокая, и пока эта мечта смотрителя маяка не осуществилась.
  Поддерживал и ценил инициативного В.В. Дмитриева начальник Байкало-Селенгинского района водных путей Василий Мартемьянович Семенников. В безденежные перестроечные годы он изыскивал средства, чтобы помочь облегчить жизнь смотрителей маяка. В постовом доме был сделан ремонт, проведено автономное отопление.
  ...В прошлом году ушёл из жизни Виталий Васильевич. Вечная ему память! На маяке стал работать его сын Александр. Династия не прервалась. Четвёртое поколение семьи Дмитриевых верой и правдой несёт службу на этом своеобразном форпосте нашего района – маяке.
  Хотелось бы, чтобы к династии Дмитриевых, где десятилетиями культивировались трудолюбие, добросовестность, ответственность, районные власти и непосредственное руководство проявляли больше внимания.
  А маяк продолжает светить, указывая всем странствующим по воде верный путь…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.