30.11.2017 12:55 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от  23.11.2017 г.

Депутат из Кабанского района изготавливает необычную мебель

Автор: Екатерина ВОКИНА.

Лёгким движением руки Сергея ВЛАСОВА складная конструкция превращается в настоящий табурет.

И обучает этому школьников из Шигаево на уроках труда

  На празднике Преображения в Посольском монастыре глава поселения «Твороговское» С.А. МУХИН показал нам раскладные стулья и столики, на которых были выставлены разносолы и поделки твороговских мастеров. С гордостью сказал: «Это наш местный умелец Сергей Александрович Власов своими руками делает. Вот бы написать про него в газете!..»

  Переждав предвыборную кампанию (С.А. Власов выдвигался кандидатом в депутаты райсовета и успешно выиграл выборы), начало учебного года (он – учитель Шигаевской школы), другие мероприятия из жизни этого активного человека, мы, наконец, встретились с ним. Оказалось, умелец Власов ведёт в Шигаевской школе уроки труда и автодело. Занятия уже закончились, и учитель неспешно показывал свои изделия – они «живут» тут же и служат образцами мальчишкам на уроках труда.

  Учитель мог бы и сам изготавливать более сложные вещи, и ребят этому учить, но вся беда в том, что нет материала. Хотя изготовление стульев и столов требует определённых навыков. Тут и работа с фанерой, и столярное умение – строгать стойки, и токарные работы по металлу на станке, и просто по металлу – гнуть, обтачивать. Приходится работать с тем, что есть: старая школьная мебель, металлолом, который годами лежал под сараем, а нынче заканчивается. Пока нет материала, мастерят с учениками дверные ручки.

  Да, сегодня в школе много чего не хватает. Ножовки и полотна полопались. И что отвечать ребятам, которые, придя на урок, спрашивают с порога: «А что мы сегодня будем делать?» Когда совсем нет никакого материала, Сергей Александрович предлагает заняться теорией. Ребята, вздыхая, подчиняются. Надеются, что на следующий урок учитель что-нибудь придумает.

  — Не уделяет государство внимания урокам труда, а зря – роль трудового воспитания в жизни человека не заменить ничем другим, — вздыхает Сергей Александрович. – И такая ситуация не только в нашей школе. Встречаемся с коллегами, у кого-то бывший ученик держит пилораму – подкидывает учителю брусков, досок. У меня, увы, такого ученика нет. В общем, «денег нет, но вы держитесь!»

  И времени на уроки труда теперь предусмотрено намного меньше, чем раньше, и на отработку в производственной бригаде в июне. Раньше на неё отводилось по три часа в день, бригада успевала мебель ремонтировать, чинить, клепать. А ещё раньше со старшеклассниками и гаражи строили, и теплицы. Хотя бы одному это повредило? Сейчас на всё выделяется по 50 минут. Ну что успеешь за это время? А ещё на летнюю отработку теперь нужно согласие родителей. Разве это хорошо?

  Но мальчишкам ведь не покажешь свою кручину. Приходится делать вид, что всё идёт как надо. Так лучше, когда настроение весёлое – дело лучше спорится. Вырастут – сами поймут.

  А пока выходят из положения тем, что выполняют редкие заказы. Недавно в школе прошла презентация книжки о маяке и династии его смотрителей Дмитриевых. Глава С.А. Мухин привёз «вагонку», смастерили из неё макет маяка. Купили краски, покрасили, вышло очень даже неплохо. Или яйцо высотой с подростка изготовили к юбилею района для презентации твороговской делегации. Из яйца потом якобы выпрыгивал цыплёнок. Раньше ведь Твороговское поселение славилось своей птицефабрикой…

  Сергей Александрович хотя и представляет, как сделать тот или иной предмет, но обязательно вовлекает в мыслительный процесс учеников. Надо, чтобы они приучались мыслить образами и, прежде чем приступить к работе, нарисовали себе в мозгу картинку, как поэтапно будут её выполнять.

  Он признаётся, что больше любит работать с деревом – материал податливый, даёт много возможностей и простора для фантазий. Откуда у Сергея Власова появилась тяга к столярному делу? Возможно, она пришла в детстве, но конкретно он стал заниматься этим делом уже будучи взрослым. Делать обычную мебель ему не так интересно, как раскладную. Однажды он был с друзьями на охоте в Иркутской области. И увидел складной стул – большой, крепкий, можно даже сказать, брутальный. Спрашивать, как он сделан, было неудобно.

  Сфотографировал его, приехал домой и стал разбираться по фотографиям, как эта конструкция устроена, что к чему крепится. Через несколько дней понял. Собрал из обрезков в мастерской с ребятами точно такой же, только чуть поменьше размером, поизящнее. А первый стол уже сам сообразил, как сделать. Почти так же, как стул, только пропорции другие. Потом сам придумал и смастерил складную вазу – можно под хлеб, можно под фрукты или конфеты. Стал учить всему этому школьников. А ещё показывать ребятам, как в домашних условиях можно декорировать мебель: обжечь выжигательным аппаратом, затем покрыть лаком. И пошло дело…

  Есть, несомненно, у С.А. Власова и способности жестянщика, и токаря, нет только времени. Когда работал в Кабанской школе, жил в общежитии, свободного времени хватало. Из подручного материала, тех же консервных банок, такие подсвечники мастерил – загляденье! С выемкой под спичечный коробок и даже узорами. Один из них до сих пор хранит…

  А вот рыбацкий набор мебели – невысокий стол, стулья-ящики. Места в машине занимают немного, даже в такой, как, например, «Спасио». В использовании просты. Но не все сразу понимают, как эти конструкции раскладываются. Иной крутит-вертит сложенную табуретку в руках и даже понять не может, что это такое и для каких целей служит. Пока Сергей Александрович не покажет. Тогда незадачливый гость удивляется: надо же, как всё просто, и главное – из ничего!

  Сергей Александрович ещё в начале года услышал по телевизору, что в Минобразовании РФ зрел план уделять урокам труда (технологии – как их называют сегодня) больше внимания. Но потом про это замолчали. Но он не теряет надежды. Может быть, порешать эту проблему как-то на уровне района?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

60