Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

21.01.2016 17:03 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5-6 от 18.01.2016 г.

Через Байкал - на пароме

Из истории родного края

  Практически любого гостя, посетившего г. Бабушкин, гостеприимные местные жители ведут на берег, чтобы полюбоваться красотой Байкала и сделать фотографию на фоне местной достопримечательности — старинного маяка.

  Маяк является одним из элементов знаменитой Байкальской паромной железнодорожной переправы – части исторической Кругобайкальской железной дороги, звена Транссиба. В 1898 году строящаяся Транссибирская магистраль достигла в своей западной части Иркутска, а в восточной – станции Мысовая. Байкал с его горным обрамлением встал на пути Транссиба.
  Однако задолго до этого, в начале строительства сибирского железного пути, для выявления «наивыгоднейшего байкальского берегового направления» были проведены изыскательские работы. После всех согласований был утверждён Байкальский вариант постройки (вариант И.В. Мушкетова), по которому дорога соединяла станции «Байкал» и «Мысовая», расположенные на противоположных берегах озера, паромной переправой.
  30 декабря 1895 г. был заключён контракт с английской фирмой «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Ко» на изготовление парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями. Стоимость контракта — 79890 фунтов стерлингов. Весной 1896 года ледокол в разобранном виде был доставлен для сборки в Листвяничное. Сборку начали 15 января 1898 г. под руководством старшего помощника судостроителя Корпуса корабельных инженеров Вацлава Александровича Заблоцкого на судоверфи в Листвяничном, на специально построенном стапеле.
  После трёх лет сборочных работ, ледокол был спущен на воду. Его грузоподъёмность составляла 4200 тонн. На внутренней нижней палубе, на трёх рельсовых путях мог разместиться целый поезд в 27 товарных вагонов с грузом, а в каютах ледокола-парома «Байкал» — до 600 человек. На второй палубе размещались каюты 1-2 класса, камбуз, столовая, ванна. Посередине — большой «царский салон». Представляете, какая мощь? Сибирский «Титаник»!
  В помощь “Байкалу” в 1898 г. у той же фирмы был заказан ледокол водоизмещением 1400 т. Его также частями доставили сначала в Ревель (ныне Таллин), откуда по железной дороге привезли на Байкал. Сборка второго ледокола началась 18 июня 1899 года на стапеле, освободившемся после спуска «Байкала». Стоимость постройки ледокола составила 770704 рубля. Спуск ледокола, получившего название «Ангара», так же торжественно, с молебном, состоялся 25 июля 1900 г.
  Руководство строительством гаваней для ледоколов на обоих берегах Байкала было поручено инженеру Иркутско-Байкальской ветки Пушечникову. Работы начались в 1886 г. В Мысовой гавань состояла из каменной дамбы длиной 404 метра, выдвинутой в озеро до глубины, необходимой для причала парома-ледокола; и пристани, состоящей из двух молов, раздвоенных наподобие вилки, в которую входит ледокол. Сверх дамбы и молов были установлены сигнальные маяки. Пристань кроме того была оборудована сигнальными огнями и паровой сиреной, которая включалась во время туманов. Помимо этого были построены железнодорожные пути для погрузки вагонов на ледокол, открытые пассажирские платформы с перилами вдоль ряжей дамб, необходимые для удобства посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов, а также жилые дома для сторожей, рабочих, дежурных агентов. Недалеко от пристани для её освещения располагалась электростанция.
  Текст объявления, которое вскоре появилось на первых полосах всех сибирских и столичных газет, гласил: «Управление по постройке Забайкальской железной дороги доводит до всеобщего сведения, что с 24 апреля 1900 г. открыта переправа пассажиров и багажа через озеро Байкал на пароме-ледоколе «Байкал». Билеты на проезд через озеро Байкал продаются в железнодорожных кассах станций Байкал и Мысовая. За проезд в 1-м классе взыскивается 2 руб. 30 к., во 2-м классе — 1 руб. 50 коп. и в 3-м — 86 к. с включением государственного сбора. За провоз 10 фун. багажа сверх одного пуда, провозимого бесплатно, взыскивается 4,16 к. с включением государственного сбора. Ледокол-паром «Байкал» будет совершать рейсы между портом Байкал и станцией Мысовой с приёмом пассажиров и багажа 2 раза в неделю, в дни прибытия пассажирских поездов на озеро Байкал и на Мысовую, т. е. по понедельникам и четвергам».
  Открытие паромной железнодорожной переправы стало большим событием в жизни Мысовой. Как сообщали очевидцы этих событий, ледоколы входили в Мысовскую гавань, увенчанные флагами. Команды обоих пароходов выражали свою радость ружейной и пушечной пальбой, криками «ура». В Управление поступила телеграмма от В.А. Заблоцкого, в которой он информировал, что ледокол «Байкал» 25 апреля в 5 часов утра прибыл в Мысовую. Переход от Лиственичного до Мысовой ледокол совершил за 17 часов, так как пришлось проходить по цельному льду. Линия, проложенная ранее, из-за двухдневного штормового ветра была затёрта, завалена. Ледокол вёз 500 пассажиров, 167 лошадей, 2,5 тыс. пудов фуража, два паровоза, один багажный крытый вагон, один вагон-кухню для войска, 1 тыс. пудов груза и почту. В Мысовой ледокол встречал военный губернатор. Был отслужен молебен по поводу первого прибытия парома. Жители передали ледоколу икону Николая Чудотворца и хлеб-соль.
  Железнодорожное строительство поставило село Мысовое на новые рельсы развития и процветания. Именно в период строительства железной дороги и работы Байкальской железнодорожной паромной переправы в 1902 году село было преобразовано в город Мысовск Селенгинского уезда с упрощённым управлением.
К сожалению, пристань Мысовой оказалась не совсем удобной: постоянно подвергалась действию ветров, акватория забивалась льдом. Рейсы парома-ледокола «Байкал» осуществлялись с большими проблемами, а иногда и вовсе прекращались из-за поломок. В таком случае в зимний период в действие вступала гужевая переправа. При этом перевозка почты по гужевой переправе должна была производиться бесплатно, а перевозка воинских и арестантских команд с багажом — за плату на основании тарифов, установленных для паромной переправы. Перевозку частных пассажиров, чиновников, железнодорожных служащих производили за плату, установленную на гужевой переправе. Перевозку частных, казённых и железнодорожных грузов, сданных к отправке после объявления о закрытии паромной переправы, осуществляли по ценам действительной стоимости гужевой переправы — если владельцы груза давали на это согласие.
  С 1903 года железнодорожная паромная переправа из бухты Мысовой была перенесена на ст. Танхой. Некоторое время пристань у ст. Мысовой сохраняла своё стратегическое значение: использовалась Забайкальской железной дорогой для решения вопросов ремонта и строительства на дороге, нужд военного ведомства, а также для перевозки грузов баржами. Но без должного финансирования постепенно пришла в упадок и стала разрушаться.
  Ледокол «Байкал», сравниваемый некоторыми инженерами за свои размеры и технические параметры с такими реликвиями России, как Царь-Пушка и Царь-Колокол, погиб у причала ст. Мысовая в огненном 1918 году. Ледокол «Ангара» был поставлен на вечную стоянку на Иркутском водохранилище и является музеем.
  Сегодня от былой славы Байкальской паромной железнодорожной переправы на ст. Мысовая остался только маяк и … людская память. Да и та оказалась короткой, ибо в нынешний 115-летний юбилей об уникальном комплексе — Байкальской паромной железнодорожной переправе – в г. Бабушкине и не вспомнили. И только немногочисленная группа железнодорожников да несколько человек приезжих посетили оформленную в технической библиотеке ст. Мысовая книжную выставку и провели небольшую конференцию, посвящённую столь значимому событию в истории города.
Т.А. ЧЕРНЫХ.
Библиотекарь технической библиотеки ст. Мысовая.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.