Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

17.05.2017 08:31 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 11.05.2017 г.

Заждалась земля хозяев…

Встречи в редакции

  В редакции «БО» побывали начальник Управления градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации МО «Кабанский район» Борис Борисович КИБИРЕВ и начальник отдела земельных отношений управления Татьяна Юрьевна КОЖЕВНИКОВА. Они ответили на вопросы главного редактора газеты С.В. БОРОВИКА.

Когда земля уходит из-под ног…

  - С какими вопросами чаще всего обращаются к вам люди?
  — Конечно, по поводу получения различных видов разрешений. Полномочия по земельным вопросам с 1 января 2017 года вернулись из сельских поселений на уровень района, так что со всеми вопросами – к нам…
  - А что с городскими поселениями?
  — Полностью самостоятельны в земельных вопросах Селенгинское и Бабушкинское поселения. МО ГП «Каменское» отличается от них только тем, что передало району вопросы муниципального земельного контроля. Такое право у городских поселений есть.
  - Какие проблемы принесло установление границ Центральной экологической зоны Байкала? В Прибайкальском, Баргузинском районах протестуют на митингах, даже гонцов в Москву снаряжают…
  — У нас относительно спокойно, но непонимание действий федеральных властей, возмущение у населения имеется.
  Селенгинск, Каменск, Бабушкин, Кабанск (до бывшего маслозавода), а также Брянск-Тресково не вошли в водоохранную зону. Практически вся остальная территория района – в «зоне». Это значит, что федеральное законодательство установило здесь ограничения в обороте земли, говоря проще – запретило регистрацию права собственности. Конечно, люди недовольны, обращаются в соответствующие органы – Минимущество, Управление Росреестра, прокуратуру. Но практика, к сожалению, складывается для них неблагоприятная…
  - И что вы можете предложить в таком случае землякам?
  — Альтернативным вариантом может стать право аренды земельного участка сроком до 49 лет. Арендная плата в этом случае устанавливается по ставке земельного налога – 0,3 процента от кадастровой стоимости участка. Вопросы снижения этой ставки вправе решать Советы депутатов поселений.
  - Какие ещё «сюрпризы» для жителей района подготовлены в Центральной экологической зоне?
  — Очень неприятный, как вы выразились, «сюрприз» для предпринимателей – все объекты капстроительства должны проходить экологическую экспертизу. Неважно, что строится, – гараж, теплица, пекарня, необходимо готовить документы и направлять на экспертизу в Красноярск или Москву. А это затратно – и по времени, и по средствам. Как результат – с июня 2015 г., с момента введения этого порядка, мы не получили ни одного полностью оформленного пакета документов на строительство капитальных сооружений… Процесс, можно сказать, оказался парализованным.
  - Уже несколько лет на сходах в сельских поселениях района звучит одна тема: от сельчан «уплывают» пастбища и сенокосные угодья. У этих участков появляются новые владельцы, порой, даже иногородние. Как остановить этот процесс?
  — И все эти годы, бывая на собраниях в сёлах, мы убеждаем сельчан в необходимости юридического оформления земельных участков, которыми они пользуются. Потому что неоформленный должным образом в собственность или аренду участок на кадастровых картах значится как свободный, и на него может претендовать любой желающий, даже иногородний. Таково российское законодательство.
  Вот свежий пример. В Оймуре сформировали земельный участок для выпаса скота, но не оформили права на него в Росреестре. И тут же к нам поступило заявление от желающего владеть этим участком. Законных оснований отказать ему у нас нет. И может так случится, что впоследствии этот предприимчивый гражданин будет сдавать это же пастбище сельчанам в субаренду…

Долюшка моя, земельная

  - А как складывается судьба земельных долей, которые получили сельчане после ликвидации сельхозпредприятий?
  — В долевую собственность в районе передана земля на Правобережье. Дольщики в Сухой сумели перевести свои участки в границы населённого пункта, что в дальнейшем во многом облегчит им жизнь. Мы знаем, что многие в Оймуре хотят сделать так же. За счёт долевых земель планируется значительное расширение и Оймура, и улуса Дулан.
  - А что будет с теми земельными долями, которые остались невостребованными?
  — По определённой законом процедуре они перейдут в собственность поселений. Администрацией района в этом плане проводится большая работа.
  - Сотни работников бывшей птицефабрики «Кабанская» чувствуют себя обделёнными – вообще остались без земельных долей…
  — Понять их можно, но тут уж точно ни районные, ни республиканские власти не виноваты. Дело в том, что правовые основы определения доли и имущественного пая установлены в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённом постановлением Правительств РФ 4 сентября 1992 года №708.
  В соответствии с этим постановлением сельхозземли птицефабрик «Кабанская» и «Твороговская», ОПХ «Байкальское», транссовхоза «Большереченский», подсобного хозяйства ОАО «Селенгинский ЦКК» запрещалось делить на доли.
  Судьба этих хозяйств сложилась по-разному. Твороговцы и байкальцы через реорганизации и преобразования сумели сохранить сельхозпредприятия и продолжают работать на своих землях. У остальных хозяйств земли, как правило, ушли в муниципалитеты.
  - На что может рассчитывать простой сельчанин – не фермер, не «ипэшник»?
  — Согласно республиканскому закону «О личном подсобном хозяйстве» он может для ведения подсобного хозяйства претендовать на получение двух с половиной гектаров земли, из них до 0,5 гектара – в границах населённого пункта. До принятия нового закона о Байкале население района активно пользовалось этим правом. Но с введением ограничений на регистрацию права собственности желающих получить участки для личного подсобного хозяйства или полевые участки заметно убавилось. Аренда людей не устраивает.
  - Кстати, что у нас с нормами на индивидуальное жилищное строительство? Выделенные участки в том же Кабанске заметно отличаются размерами…
  — В каждом городском и сельском поселениях имеются утверждённые депутатами Правила землепользования и застройки. Под жилищное строительство размер минимального участка – 4 сотки, максимального – 15 соток. Под личное подсобное хозяйство граждане могут получить до 30 соток, на правобережной части района – до 50.
  Конечно, при этом учитывается наличие свободных земель, индивидуальные особенности участков. В основном этим и объясняется разница, отмеченная вами.

Хочу стать членом ДНТ!

  - С дачными некоммерческими товариществами в районе получилась не просто проблема, а громкая проблема со скандалами и даже уголовными делами. Попробуем разобраться в ней с самого начала. Щедрая раздача земли у Байкала ДНТ пришлась на 2009-2012 годы, когда район возглавлял Г.Н. Орлов. Такая «щедрость» как-то связана с личностью главы?
  — Нет, конечно. Просто именно на эти годы пришлись законодательные послабления. До 2010 года можно было оформить землю в ДНТ в собственность. А с 2014 года резко возросла цена вопроса – в связи с тем, что началось применение показателя кадастровой стоимости земельных участков.
  - Тем не менее, списки учредителей и членов ДНТ напоминают клуб избранных…
  — Мы к этим спискам не имеем никакого отношения. Они утверждались главами поселений по заявке инициативной группы граждан. Земли выделялись на свободных территориях. В основном это были земли сельхозназначения, пашня, а закон запрещает их застраивать, и вообще — нецелевое их использование. И это главная проблема, с которой столкнулись наши ДНТ.
  - Но выход, как я понимаю, был найден…
  — Да, это включение земель ДНТ в категорию земель поселений. Процедура, прямо скажем, не простая, отнимает много времени и сил. Но стоит того – после перевода земли у членов ДНТ, можно сказать, развязываются руки.
  - А у глав поселений появляется новая головная боль: теперь они отвечают за инфраструктуру дачников – дороги, водоснабжение, электричество… ДНТ должно было обеспечиваться всем этим за свой счёт. Получается, что небедные люди (другое жильё у них есть наверняка!), члены товарищества воспользуются бюджетными преференциями, то есть за наш, в конечном итоге, счёт будут решать свои проблемы. Что-то не так с этими «дачными добровольными некоммерческими», которых зарегистрировано аж 15!.. Скажите, если я захочу учредить сейчас ДНТ или просто вступить в него – смогу это сделать?
  — Нет, в районе новых ДНТ не будет. В схеме территориального планирования Кабанского района, утверждённой 18 июня 2013 года, такой вид землепользования больше не предусмотрен.
  Вы можете попытаться приобрести участок в каком-либо действующем ДНТ. Например, незанятые участки имеются в ДНТ «У озера» (председатель С.Е. Кузинов), расположенном недалеко от села Истомино. Только напомним, что вопросы приёма новых членов решаются общим собранием участников ДНТ.
  - А какова судьба тех ДНТ, которые стали предметом судебных разбирательств?
  — Прямо скажем, незавидная. Суд признал незаконность передачи земли товариществам «Перспектива», «Меридиан», «Дружба», «Садко», придя к выводу, что они находятся на федеральных землях. Хотя ранее Росреестр зарегистрировал договоры аренды земли с этими ДНТ, мы вынуждены были их расторгнуть.
  - Так как они оказались на федеральных землях?
  — В 2010 году, когда всё это начиналось, федеральные земли просто не стояли на кадастровом учёте. Федералы спохватились позже и нашли понимание в суде…

И напоследок…

  - Наша «водная Рублёвка» — целый коттеджный посёлок, вмиг выросший в самом конце Селенги, в районе Маяка, – как она согласуется с природоохранным и земельным законодательством?
  — В своё время мы выдавали разрешение на временную установку домов охотника и рыбака, то есть на рекреационные цели. Но не новое строительство. До 2014 года 25 домиков прошли государственную регистрацию. А потом Росреестр стал относить эту территорию к землям Водного фонда Российской Федерации и отказывать в регистрации прав. Строго говоря, кроме этих 25 домиков все остальные сооружения в районе Маяка, незаконны.
  - В общем, у нас как всегда – кто успел, тот и съел… Смущают фамилии заселившихся там граждан, известные всей республике, — Ботоев, Покацкий, Батуев…
  — Этот вопрос не к нам, мы – исполнители.
  - Тогда расскажите, обращался ли к вам господин Сафронов, вокруг которого возникло много споров в селе Оймуре. Он что-то там строит, производит сыр, позиционирует себя крестьянином новой формации…
  — К нам за разрешительными документами он не обращался, право собственности на приобретённую землю не регистрировал. Была проверка муниципального земельного контроля, которая зафиксировала начало строительных работ. Пока всё это незаконно…
  - Спасибо за беседу. Понимаю, что вы были откровенны в пределах возможного. Работа у вас такая…

Сергей БОРОВИК.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.