Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

31.03.2017 08:21 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 23.03.2017 г.

Сырая Молька

«Этот амбар был перевезён из Сырой Мольки», — говорят дубининцы Владимир ПЕРМЯКОВ и Пётр ЕРМАКОВ.

Продолжаем рассказывать о деревнях и сёлах, в разное время и по разным причинам исчезнувших с карты района.

  В 1939 году не стало ещё одной небольшой деревушки, Сырой Мольки, которая располагалась километрах в двенадцати от Дубинино. Место для деревни было выбрано удачно. Кругом вековой лес, рядышком течёт речка Молька.
  Когда люди там поселились, когда был срублен первый дом — неизвестно. Но в Дубинино говорят, что молькинских мужиков, а жили там почти одни семьи Дубининых и две семьи Темниковых, часто называли «макарами». По всей вероятности первым, кто построился на Мольке, был дед Макар Дубинин. Но никаких документальных подтверждений этому пока не нашлось.
  Дома на Мольке рубились из самого лучшего кондового леса. И располагались с десяток домов улочкой параллельно речке. Хозяева все были справные, мастеровые.
  85-летний житель Дубинино Пётр Иванович Ермаков в детстве со своим отцом Иваном Романовичем частенько наведывались в Мольку. Он вспоминает, что путешествие это всегда было для мальчика целым событием. На Мольке жила родная сестра отца Ольга Романовна со своим мужем Сидором Фёдоровичем Дубининым. Было у них шесть детей. Так что ездить в гости на Мольку было весело.
  Пётр Иванович рассказывает, что отец, собираясь в поездку, брал с собой большой кусок брезентовой ткани. Мальчишка спросил: «Тятя, зачем нам брезент?» Отец объяснил, что на Мольке «страсть как много больших паутов, съедят коня, если не закутать брезентом». А своих лошадей, которых на Мольке было много, местные жители мазали дёгтем. И Петя смотрел на больших гривастых лошадей, и казалось ему, что все они одной вороной масти. От гривы до копыт лошади были старательно вымазаны чёрным дёгтем, так их спасали от паутов.
  Дёготь в Мольке гнали отличный, а ещё выжигали берёзовый уголь и получали смолу. Смолокурка стояла за деревней. Большая печь, наполовину как бы утопленная в земле. Пётр Иванович помнит, что работал там тогда мужчина по фамилии Бутин. Молькинский берёзовый уголь с охотой брали все кузницы Правобережья.
  Ездили Петя с отцом на Мольку не просто в гости, а по делу. На Мольке умели хорошо обжигать горшки. И делали это почти в каждом дворе. Глину брали тут же, на Мольке, недалеко от деревни. Горшки делали разных размеров и фасонов. Большие, пузатые, и поменьше, с высоким горлышком и приземистые. Обожжённые в печи горшки были красного цвета. Пётр Иванович вспоминает, как его мама кипятила молоко в таком горшке. А потом ухватом доставала горшок из русской печи. Коричневая пенка на молоке была с палец толщиной, и молоко было особенно вкусным.
  ...В тот же день, нагостившись и погрузив горшки на телегу, Петя с отцом отправлялись домой в Дубинино, а назавтра везли горшки на базар в Кудару. Там уже хозяйки знали, что приедут с горшками, и товар молькинских гончаров раскупали влёт.
  Помнит Пётр Иванович, что в начале деревни, у речки была большая яма. Тогда она была глубиной метров до пяти. Там всегда рыбачили. Попадалось много: ловились окуни, сорога, небольшие щуки-травянки. И без доброго улова домой не уходили даже мальчишки. На Мольке яму эту почему-то звали Ерошихиной.
  Сеяли на Мольке хлеб, садили огороды, держали много скота. Ягоды в лесу было тоже вдоволь. Недалеко росли черника, голубица, брусника. Почти все мужчины были хорошими охотниками, говорили, что молькинские попадают белке в глаз.
  Жили на Мольке люди «в свою волю», всё было под рукой. А почему деревня исчезла? Видимо стали организовываться колхозы, и мелкие деревушки старались объединить. И в 1939 году начали молькинские перевозить свои дома, кто в Дубинино, кто в другие деревни. Жалко было хозяевам «нагретого места», всё своими руками, всё на совесть сделано.
  Проникновенные строчки есть о Мольке у писателя Константина Карнышева: «Попривыкли люди к Мольке, обжились в ней, а их понуждают выезжать. Надо разбирать и ломать постройки, душу ломать, резать её»…
  Эту деревеньку называли в народе Сырой Молькой, потому что рядом было болотистое, мокрое место. А была ещё Сухая Молька, километрах в десяти от Шерашово. Вот об этой деревеньке мы не писали. Может быть, кто-то помнит по рассказам стариков о ней и о том, какие люди там жили…

Елена ШУШУЕВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.