Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

05.01.2017 14:33 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 105-106 от 31.12.2016 г.

«Не Иванов и не Бадмаев…»

Его зовут Евгений ПРУИДЗЕ. Он взял на себя ответственность за Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат.

  Три года назад, в декабре 2013 года, обстановка на Селенгинском целлюлозно-картонном комбинате была сложной. Огромные долги комбината перед бюджетом, банками, поставщиками сырья, крайняя изношенность оборудования – печальное наследие московского олигарха — бывшего собственника ЦКК. Комбинат был на грани закрытия, это положение волновало и удручало не только селенгинцев...

  И вот перед самым новым, 2014-м годом, у комбината появляется новый акционер – Евгений Пруидзе. Не москвич — местный, генеральный директор «Байкальской лесной компании» из Ильинки.
  …Три года позади. ЦКК работает и платит налоги. Не всё пока ещё гладко, но настроение у людей на комбинате перед встречей 2017-го сейчас уже другое, чем было тогда. Кто же такой Евгений Пруидзе? Какой он руководитель, инженер, человек? И легко ли ему далось это решение – взять на себя ответственность за комбинат и посёлок?

«Неужели не справлюсь?!»

  — Увидел тогда по телевизору митинг в Селенгинске, — говорит Евгений Варламович, и чувствуется, что он немного волнуется, рассказывая. – Народу много... Вышел молодой мужик, лет тридцати, с девочкой на плечах, и просто сказал: «Товарищи начальники, как мне жить? Я квартиру купил в ипотеку, плачу кредит. Зарплаты нет, квартиры в цене упали. Что делать?..» И как-то сердце защемило, взяло меня за душу… Подумал: «Неужели не справлюсь?!.» Мы с Лилией Васильевной Деевой сели, подумали, прикинули. Риск был. Но решили, что берёмся, что сможем выплатить людям зарплату, погасить долги по углю…
  Евгений Пруидзе знакомится с коллективом предприятия. Он сказал тогда: «Я пришёл к вам не как Дед Мороз. Много обещать не буду, подарков не принёс. Но если мы с вами поверим друг другу и сможем наладить дела на комбинате, тогда Дед Мороз нам не понадобится».

Наука или бизнес?

  Комбинат, кстати, он знал неплохо. «Байкальская лесная компания» постоянно сотрудничала с ЦКК. Евгений Варламович вспоминает, что свои первые солидные по тем временам деньги заработал на целлюлозно-картонном комбинате. Было это в конце 80-х годов.
  По образованию Пруидзе – инженер-энергетик. Кандидат технических наук в области кибернетики электротехнических систем – настоящий, «некупленный». С кандидатской диссертацией не тянул, защитился в срок, ещё в 1983-м, в Московском энергетическом институте у известного учёного-электротехника В.А. Веникова. Всё-таки Пруидзе скорее человек науки.
  Друзья Евгения Варламовича говорят, что у него пытливый, быстрый ум. И если он берётся за какую-то новую тему, то глубоко вникает в неё. Изучит всё, что о ней есть. Долго будет сидеть у компьютера, писать в тетради столбики цифр, рисовать схемы, много курить, пить кофе…
  Несколько лет он преподавал в Восточно-Сибирском технологическом университете, заведовал кафедрой. Работа эта ему нравилась и всё получалось.
  Но… перестройка, семья, трое детей… Зарплата « в науке» была низкой, чёткие перспективы не просматривались. И он решил попробовать себя в предпринимательстве, создал небольшой научно-производственный кооператив, куда и поступил заказ от ЦКК на создание и внедрение автоматизированной системы управления и оптимизации энергопотребления.
  «Мы тогда, в 89-м году, облазили всё электрическое хозяйство комбината. А когда внедрили эту систему, главный энергетик Борис Чувашов мог на цветном мониторе видеть, сколько какой цех потребил энергии. Кстати, всё это и сейчас работает», — говорит Евгений Варламович.
  Дела в кооперативе пошли в гору. Всю свою кипучую энергию Пруидзе вкладывал в работу. Отдыхать не умеет и не любит. И если всё-таки супруга утянет его с детьми и внуками куда-нибудь на отдых, то через несколько дней он начинает тосковать. Работа – лучший отдых, если ею увлечён.
  В «Байкальской лесной компании», в которую перерос кооператив, говорят, что пока Пруидзе ведёт любой проект – тот успешен, а если он «остывает» и передаёт проект другому – такого успеха уже нет.
  Команду в компании он подобрал — один к одному, трудились все с желанием. Продвинутые компьютерщики из «БЛК» сделали ему электронную почту с коротким адресом – 11@blk. И объяснили так: вы — шеф – « туз», одиннадцать очков.
  …Пришло признание. Посыпались награды и звания – «Заслуженный инженер РБ», в 1999-м Пруидзе становится «Лучшим менеджером России», ему присуждают национальную общественную премию имени Петра Великого, награждают орденом «За заслуги перед Отечеством», избирают депутатом Народного Хурала…
  «БЛК» известна своей благотворительностью: в Прибайкальском районе Евгений Варламович вместе с братьями восстановил Сретенский монастырь, поддерживают детский спорт, другие социальные проекты.

Непреходящие ценности: отец, мама…

  Характер каждого человека формируется в семье. Евгений Варламович почитает отца, это непререкаемый авторитет. Варлам Виссарионович Пруидзе умер в 2003 году. У него была легендарная судьба. Родился в Грузии, по образованию учитель математики, воевал в звании старшины на двух войнах. Сначала — в Финскую, потом, с 1941-го, с фашистами. Раненый попал в плен, чудом бежал из лагеря во Франции. Участвовал во французском движении сопротивления, за что Франция после войны наградила его орденом, который ему вручил генерал Шарль де Голль.
  …Был старшим в эшелоне военнопленных. Вёз 1500 человек. Добирались из Англии через Одессу. Потом старшина Пруидзе должен был ехать на Восточный фронт. Но японцы капитулировали. Поэтому в третьей войне он поучаствовать не успел. Собрался домой, на родину, но судьба распорядилась по-другому: полюбил статную кяхтинскую красавицу — казачку Софью Мартемьяновну Назимову и остался навсегда в Бурятии. Сорок пять лет был директором Еловского леспромхоза в Прибайкальском районе, ставшим при нём знаменитым предприятием.
  Евгений Варламович часто вспоминает пословицу отца: «Сделаешь доброе дело, люди не поймут, а Бог поможет». А Софья Мартемьяновна, которой тоже сейчас нет, беспокоясь, спрашивала уже взрослого сына Евгения: «Ты зарплату своим работникам платишь?»…
  «Нас не баловали, — вспоминает Евгений Варламович. – Жили как все: родители всё время на работе. Свой дом, постоянно держали хозяйство». Евгений рос рядом с двумя братьями. Геннадий и Георгий старше его. В школе Женя отличником не был, немножко хулиганил, но учился хорошо. Физику любил, математику, химию, не единожды был победителем республиканских олимпиад по этим предметам. Книги читал запоем, и эта любовь осталась до сих пор. «Почему мы тогда много читали? Потому что голод был информационный, не то, что сейчас. Если какие новые книжки в библиотеке появятся – я бегом туда».
  Согласившись на эту публикацию, Евгений Варламович сказал: «Я понимаю, что людям интересно, что за человек пришёл на комбинат. Тем более — фамилия у меня не Иванов и не Бадмаев…»
  И он рассказывает легенду про свой старинный и славный грузинский род, откуда пошли все Пруидзе. Есть в Грузии небольшая провинция Рача — Лехчуми. «И сколько она существует на свете, а это – века, никогда там не было ни крепостных, ни рабства, – увлечённо повествует Евгений Варламович. – Почему? Однажды один грузинский князь решил со своими воинами покорить эту землю, отправился туда. А навстречу ему вышел далёкий предок рода Пруидзе. И в поединке разрубил князя мечом… Больше уже никто не пытался покорить эту землю»…
  Вот такая легенда передаётся в семье Пруидзе, и потомки несут фамилию с гордостью.

Комбинат: пока ещё сложно…

  В одном из интервью республиканской прессе Евгений Пруидзе сказал, что сделает Селенгинский ЦКК лучшим заводом мира. Некоторые называли его фантазёром. Что же в реальности?
  Сложностей на комбинате ещё много: изношенность оборудования, не самые лучшие условия труда, невысокие зарплаты... Но есть и результаты. Сняты главные технологические риски на предприятии, идут ремонты, сделаны первые шаги по модернизации. Евгений Варламович вместе с ведущими инженерами комбината думают, спорят, обсуждая производственные вопросы. Достигнута стабильность веса одного квадратного метра картона. А это – качество продукции.
  Генеральный директор ЦКК Л.В. Деева говорит, что Евгений Варламович три года зовёт коллектив в светлое будущее, он — оптимист, а она смотрит на вещи более приземлённо, верит цифрам: «Но без такого вдохновителя, идейного лидера работать было бы невозможно. Он всегда ставит планку выше, чем можно достичь, чтобы было к чему стремиться!».
  Сейчас Пруидзе – 63: поджарый, энергичный. Говорит, что он уже немолодой человек, но пять лет на то, чтобы поднять производство, у него есть. Считает, что коллективу комбината по плечу многое: «Думающие мужики! И правильно, что руководит ими Лилия Васильевна. Стыдно перед женщиной филонить, не выполнить обещанного…»
  Планы у акционера, как называют Пруидзе на предприятии, большие. Модернизировать производство, к чему постепенно и идут на комбинате, увеличить объёмы продукции и выпускать отличный картон. А по поводу лучшего завода в мире он говорит, что ЦКК — уже уникальный завод из-за замкнутого водооборота, внедрённого впервые на планете. Осталось сделать всё остальное…
  Евгений Варламович поздравляет всех работников комбината, ж ителей Кабанского района с наступающим Новым годом! Желает всем здоровья, благополучия, плодотворной работы, веры в будущее. Пусть 2017 год будет наполнен яркими, радостными событиями, оправдает планы и надежды!

Елена ШУШУЕВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.