Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

24.11.2016 16:14 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 93-94 от 21.11.2016 г.

Инородцы в Архангельске

В этом году исполнилось 100 лет царскому Указу от 25 июня 1916 года «О мобилизации инородцев на тыловые работы в районе действующей армии».

  Под царский указ 1916 года попали и буряты Кударинской думы. Вот что пишет Карпов Яков Николаевич (1900 г.р.) из села Корсаково в своём дневнике: «1916 год. На тыловые работы. По указу Николая II мобилизованы буряты Восточной Сибири. Буряты Кударо-бурятской волости и часть бурят Иркутской губернии работали на станции Бакарица Архангельской железной дороги и вернулись все живы-здоровы. Из нашего улуса мобилизованы: Халзаев Иван Семёнович, Оборов Мангадай, Бичихан Семён, Бушинов Александр Васильевич, Карпов Илья Николаевич, Карпов Пётр Николаевич, Ханхашанов Илья Суборович, Ханхашанов Семён Суборович, Ханхашанов Прокопий, Кондрашхин Андрей, Тынтуев Степан Хулубаевич, Тынтуев Иван Хулубаевич, Халзаев Иннокентий Степанович». Этот дневник хранится у его внука — Карпова Юрия Николаевича, живущего в селе Шергино.
  Многие народы Сибири, в том числе буряты, были реквизированы на тыловые работы. Призыву подлежали родившиеся с 1885 г. по 1897 г., в возрасте от 19 до 31 года.
  Мобилизация бурят началась сразу же после обнародования указа, и на тыловые работы было отправлено из Забайкальской области 11750 человек, из Иркутской и Енисейской губерний — 8725 человек, всего 20475 человек. Буряты были отправлены на строительство зимнего Архангельского аванпорта и на тыловые работы Западного фронта. Незначительная часть их была распределена по разным предприятиям, работавшим на войну. Реквизиция оказала большое влияние на бурят. Буряты, жившие достаточно изолированно в пределах Забайкальской области и Иркутской губернии, ограничивались платой податей и повинностей. С принятием указа они оказались непосредственно втянуты в мировую войну.
  Дорога до Архангельска была очень тяжёлой — почти месяц в холодных вагонах. Пребывание реквизированных бурят в Архангельске сопровождалось массовыми заболеваниями, смертельными случаями. Причинами их были не только плохое питание, плохие жилищные условия, тяжёлый физический труд, но и местные климатические условия. В рапорте врача говорилось: «Бурятам, привыкшим к сухому степному климату, является тяжёлым климат Архангельска как более сырой по сравнению с климатом их родины. Инородцы расположены к лёгочным заболеваниям, что доказывается тем, что человек, первой комиссией признанный совершенно здоровым, второй комиссией признаётся уже больным туберкулёзом лёгких. В таком случае климат северной части Архангельской губернии для них будет безусловно губителен».
  В связи с этим с января 1917 г. активизируется деятельность общественных комитетов по организации помощи реквизированным бурятам. 20 января уполномоченные направили телеграмму из Петрограда Хамбо ламе Итигэлову с просьбой организовать в г. Минске инородческий комитет на средства комитета Всероссийского земского союза Западного фронта. Архангельскому комитету был выделен один миллион рублей на устройство больниц, жилищ, обслуживание реквизированных бурят. Распоряжением санитарной части главнокомандующего Северным фронтом больные буряты из Архангельска переводились в бурятский лазарет в Петрограде. После февральской революции уполномоченные начинают активно ходатайствовать об отправке бурят на родину, прежде всего из Архангельска, как наиболее пострадавших от непривычного климата и пищи.
  5 мая 1917 г. был опубликован Указ Временного правительства о возвращении на родину сибирских туземцев, в том числе и бурят. 10 мая 1917 г. уполномоченный Н. Ханхасаев отправил телеграмму из Петрограда в Читу на имя Национального комитета о принятии указа. Согласно ему главнокомандующий армией увольняет инородцев с фронта. По данным заведующего дружиной, на 6 мая 1917 г. в Архангельске числилось всего только 3940 бурят. В мае они начали освобождать бараки, получать расчёт за работу и возвращаться на родину.
  Мобилизованы были и буряты из улуса Хандала. Сохранилась фотография того времени в семье Семёнова Сергея Алексеевича. На этой фотографии их дедушка Моксонов Заяхан Буркович (сидит справа третий) и его одноулусники. Хандалинцы тоже вернулись все живыми и здоровыми. Это объясняется, наверное, тем, что буряты Кударинской думы и Иркутской губернии выросли вблизи озера Байкал – источника жизни и красоты. Поэтому были более адаптированы к влажному климату и смогли перенести климат Архангельска.
  Обращаемся ко всем читателям с просьбой: если узнаете своих родственников на этой фотографии, сообщите их имена в Шергинскую библиотеку.

Л.А. МАЛАСОВА. Библиотекарь.

с. Шергино.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.