Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

13.10.2016 09:48 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 81-82 от 10.10.2016 г.

ЗАОЗЕРО

Продолжаем рассказывать о селениях, в разное время и по разным причинам исчезнувшим с карты района.

(Продолжение. Начало http://baikalskieogni.ru/article/113543/).

  Чтобы продолжить наш рассказ о Заозере – деревне, числившейся в 19 веке за Посольским монастырём, мы обратились к Е.Т. Сорокиной. Елене Тихоновне – 87… Много лет она проработала в Кабанской школе учителем истории, а сама родом из Степного Дворца.
  Когда мы обратились к ней за помощью, она сказала, что Заозеро никуда не исчезало – это и есть теперешний Степной Дворец. Но через несколько дней перезвонила. Она согласилась, что того Заозера больше нет. И состоялся долгий разговор о её детстве… Многое из того, что помнит заслуженная учительница, показалось нам весьма интересным.
  Родительский дом Елены Тихоновны стоял на Боровчатской горке, во Дворце – другой деревне, которая полностью исчезла (была перенесена). А в Заозеро её мама Варвара Петровна ходила в церковь, на службу. С собой на причастие она брала маленькую Лену.
  Яркая картинка, как мама собиралась, чётко сохранилась в её памяти. Наверное, ещё и потому, что было у мамы красивое длинное платье. Было оно какое-то шумящее, как будто из накрахмаленной ткани. Строгое, с длинными рукавами, голубого цвета. Мама называла его «бурсовым». Куплено было, как предполагает Елена Тихоновна, в Иркутске, куда дедушка Пётр иногда ездил. Платье это надевалось только по самым торжественным моментам, каким и был поход в храм.
  Шли они километра два, проходили мимо дворецкого кладбища, обходили озеро. Церковь была одноэтажной, деревянной и располагалась она немного дальше нынешней часовни, построенной совсем недавно. Как помнит Елена Тихоновна, обнесена та церковь была железной оградой. Во дворе лежали какие-то плиты с надписями. Что на них было написано, неизвестно. Внутри довольно вместительно. И, как она помнит, на Троицу было всё украшено зеленью. Народу было много: дети, взрослые, в основном, женщины. Прихожане выстраивались и сухощавый батюшка – имя его Елена Тихоновна не помнит – давал ей из ложечки что-то очень вкусное… Позже в здании церкви был клуб…
  Что ещё связано с Заозером? В селе была своя начальная школа, директором там работал Баженов. А Лена училась в другой начальной школе, во Дворце. Она закончила четыре класса и собралась идти в пятый. Мама сшила Лене холщовый мешочек, приготовила золу для чернил, в палочку втолкнули перо.
  А бригадиром тогда был дядя Егор Коршунов. Как-то он забежал к ним в дом и громко спросил у мамы: «Тётка Варвара, а почему Елька – Лену так называли в детстве — не на ферме?».
  «Так, она в школу собралась»… «Какая школа?! У нас «на Балагашке» (это место недалеко от Заозера) осталось пятьдесят поросят! Там Маша Шахирева одна не справляется!». Бригадир посмотрел на Лену и сказал: «Вот кончится война, — а шёл как раз 1943-й год — и пойдёшь учиться. Хоть на профессора!».
  Тогда даже мысли нельзя было допустить, чтобы ослушаться… И целый год Елька – Елена Тихоновна – работала на свиноферме в Балагашке. Называлось это место так, наверное, потому что там стояли зимовья рыбаков. Девочки старались и хорошо ухаживали за поросятами. К ним на ферму прибегал боров с другой свинофермы, с Дворца. И дрался с их боровом люто. Девчонкам приходилось разливать их водой…
  На следующий год Лена пошла учиться. Сначала в Твороговскую школу. А потом – в Кабанск. Из Дворца в райцентр путь неблизкий: по старой прямой дороге, если быстро идти, то часов шесть… Откуда у неё такая тяга к знаниям? Мама была неграмотной. Может от деда Петра? Он всё читал книги. И Лену тянуло к ним. Помнит, что книги в основном были церковные. Одна из них – небольшая, но толстенькая, в коричневом переплёте. Понимала она там не всё, через слово, но читала…
  …На своей родине, во Дворце и в Заозере, Елена Тихоновна не была давненько. Хотелось ей взглянуть на то самое озеро, возле которого они ходили. Из него уже подростками ребятишки брали воду, чтобы поливать колхозный огород.
  Маленькая улочка заозёрских домов, которых сейчас нет, стояла слева от трассы, если ехать из Кабанска, почти напротив церкви. А дальше широкими просторами раскидывались огородные земли. Работал там китаец с женой. Человеком он был добрым. И когда ребятишки очень уж старались поливать, хвалил их и угощал дынями, которые он выращивал. На огороде росли капуста, морковь, свёкла, помидоры, стояли небольшие стеклянные теплицы для рассады. А кругом, куда может видеть глаз, были засеянные поля!
  «Ох, и красота была в наших местах, — говорит Елена Тихоновна, – чисто, песочек кругом!». Сейчас же вокруг Степного Дворца то тут, то там — мусор, свалки. Место ещё одной старой улицы Заозера, которая раньше тянулась вдоль речки и также исчезла, нам показывает Анатолий Евстафьевич Поплевин. Родители его — коренные, заозёрские жители: «Гостей возить стыдно по таким местам, — вздыхает он. – Сами замусорились. Собраться бы, субботник провести, да транспорт организовать. И в войну и после войны чисто было в селе…»
  …И ещё одна деталь – Елена Тихоновна рассказывает, что её старшим коллегой, тоже учителем истории, но в Степнодворецкой школе в былые годы работал Григорий Федосеевич Мальцев. И вот он на одном из заседаний учителей истории района рассказывал, что бродил со своими учениками недалеко от Заозера. Было у них что-то вроде небольшой поисковой экспедиции. И ребята нашли наконечники от стрел. Учитель сразу отвёз их в один из улан-удэнских музеев, а учителям только рассказал об этом.
  Из чего были сделаны эти наконечники: из железа, из кости – Елена Тихоновна не знает, но мысль учителя истории не дремлет, и она задумалась: «А чьи же это были стрелы? Какие народы и племена в далёких веках жили там, где потом появилось Заозеро?». Может, воинственные кочевники, которые частенько нападали на Посольский монастырь — монахи даже вынуждены были завести пушки для охраны… А если возраст Заозеро совсем солидный?
  Всё это пища для дальнейших исследований и кропотливой архивной работы…

Елена ШУШУЕВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.