Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

28.09.2016 09:13 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 75-76 от 19.09.2016 г.

Заозеро

"Заозеро было там, вдалеке", — вспоминают М.А. Маслова и М.И. Суворова. 

Продолжаем рассказывать о деревнях и сёлах, в разное время и по разным причинам исчезнувшим с карты района

По электронной почте к нам в редакцию пришло письмо от Татьяны, к сожалению, она не указала свою фамилию:

  «Добрый день! К Посольскому монастырю в 19 веке  относилось селение Заозёрное (или Заозёрское), оно упоминалось в исповедных документах, наряду со Степнодворецким и Посольским селениями. Было бы очень интересно узнать, где находилось, как точно называлось и почему исчезло? Заранее спасибо!».

  Вот так письмо! Целое задание на рассказ о новой нашей Матёре – селении Заозёрское или Заозёрное. Только вот как же к этой теме подступиться?.. Что такое исповедные документы? Где найти следы Заозёрного?

  … Рубрика «Кабанские Матёры» существует десять лет. И, может быть, когда-нибудь мы хоть краешком касались этого селения?.. Степной Дворец…  Кажется, было что-то похожее. И вот: в подшивке 2006 года есть упоминание о Заозере. Произносили его с ударением на первый слог.

  Располагалось это село практически на месте нынешнего Степного Дворца. Знает об этом учительница М.И. Суворова. Мария Ивановна родилась в Заозере. Сейчас она живёт в селе Большая Речка. Имеет солидный возраст — 84 года, ясный и живой ум.

  Мы рискнули пригласить Марию Ивановну попробовать посетить родину. И она без слов согласилась.

  — Давайте возьмём ещё Машу Маслову, если она сейчас в Истомино. Вдвоём легче вспоминать…

  Мария Андреевна Маслова помладше М.И. Суворовой на пять лет, и «на подъём» тоже оказалось лёгкой.

  И вот мы едем из Посольского в сторону Степного Дворца. Женщины внимательно смотрят на вид слева от трассы: «Где-то здесь был поворот на старую дорогу».

  ... Пока едем, наши спутницы начинают говорить о своем детстве, как они маленькими ходили из Заозера в Исток менять молоко на рыбу. Время было трудноватое, послевоенное. Несколько заозёрских мамы договаривались и отправляли дочек в поход. Будили их,  чуть ли ни в четыре утра. Топлёное молоко в русской печке с толстыми пенками несли в бидончиках. На литр молока меняли двух омулей.

  Шли ребятишки долго. Сначала ноша казалось лёгкой, а чем дальше за спиной оставалось Заозеро, тем чаще хотелось остановиться и отдохнуть. Надо было успеть к утреннему приходу рыбаков с уловом. На берегу они подходили к стряпкам – женщинам, варившим обед для бригады. Иногда девочки не успевали. Кто из ребятишек с молоком приходил раньше их и молоко для рыбаков было уже не нужно…

  Если же обмен происходил, то – уже с рыбой – крупной,  поблёскивающей чешуёй,  они пускались в обратный путь.

  «Заозеро – это половина старого Дворца, который полностью исчез, был перенесён», — рассуждают они. И название «Заозеро» было просторечным, бытовым. Почему Заозеро? Там сливались вместе две реки – Шумиха и Шанталка. У заозёрских было своё кладбище. Две улицы домов. Да и  жило в Заозеро полноценной жизнью: сельсовет,  магазины, клуб, школа, ферма…  Мария Ивановна на память подсчитала, что было в Заозёрской деревеньке 87 домов. А во Дворце – чуть больше -105 домов.

  Когда-то —  Мария Ивановна и Мария Андреевна этого уже не застали — в Заозере была довольно большая церковь, шли службы. А их родители помнили, что престольными праздниками были Иванов день -7 июля, и день Иннокентия Иркутского.

  В Иванов день мамы старались обязательно накрыть праздничный стол. У Суворовых, например, пекли  закрытый рыбный пирог с омулем. А перед тем, как поставить на стол, его открывали – верхнюю крышку срезали. И аромат свежей рыбы шёл по всему дому. Приезжали родственники из Творогово, Колесово. Праздновать умели, но жизнь больше состояла из будней.

  Заозёрские ребятишки постоянно трудились. Мария Ивановна рассказывает, что мама поручала ей с сёстрами вязать сети, а младший брат наматывал нитку. И сёстры его ещё упрекали: «Плохо намотал,  слабо…  Сети вязали пока светло, чтобы не сделать «поползухи», когда одна ячея получалась больше других. Девочек, без мальчишек, отправляли полоть колхозную пшеницу. Баловаться было совсем некогда.

  Вот кто бы мог «в красках» описать красоту Заозера, так это отец Марии Ивановны – Иван Иванович Суворов. Был он замечательным рассказчиком. К нему несколько раз приезжал историк и писатель А.В. Тиваненко. Вдвоём они подолгу сидели, разговаривали и «дымили».

  … «Вот здесь остановитесь», — решает Мария Ивановна. И две восьмидесятилетние Марии, в поисках малой родины, забыв о своих годах, буквально, побежали по молодому сосняку. Они переговаривались: «Шестьдесят лет прошло, или больше. Как всё изменилось… Никакого леса тогда вообще не было. Был песок. Наверное, скоро и дойдём».

  Лесок кончился, и перед нами открылась даль… Вид с небольшой горы — красивый. «Вот! Это и есть Боровчатская горка! Мы с неё катались.  И дорога,  её  сейчас можно различить»… 

  И Марии стали вспоминать. Заозеро располагалось вдалеке. С горы и сейчас виднеется вода. А здесь шла улица Дворца. Жило несколько семей Масловых.  Вспоминали они, где стоял чей дом, где — амбары, телятники. Даже взяли лист бумаги и нарисовали план Заозера.

  Горку эту звали Боровчатской, по деревенскому прозвищу семьи, жившей рядом. Фамилия у них была Васильевы, но в деревне, где большинство заозёрских были Суворовыми, Сурановыми почти у каждой семьи была ещё, практически вторая фамилия, для удобства.

  Деревенское устройство Мария Ивановна помнит почти до мельчайших подробностей. А память Марии Андреевны немного другая: встретившись с родной землёй, она растрогалась. Сокрушалась: «Места какие у нас… Простор! Все поля в нашем детстве были засеяны. Идёшь, а вокруг поля ржи, пшеницы, овса… А сейчас… Как же жить, и хлеба не растить? У меня слёзы текут…».

  Так мы стояли и предавались ностальгическим воспоминаниям на Боровчатской горе. И, кто знает, может быть два века назад или ещё раньше, также стояли первые поселенцы Заозера. Заозёрское и Степнодворецкое селения относились к Посольскому монастырю. А земли возле Посольска мало. Нужны были сенокосы. А здесь — такой простор… Вот и построили в степи домики для сенокосчиков. Домики в степи, дворы, Дворцы… Потом приехали люди, начали строиться, появилось село. Или два села: Дворец и Заозеро.

  Но как понять, что Заозеро было отдельным селом? Получается, что в 1930-х годах оно относилось к Дворцу. А «Заозеро»  было чисто деревенским названием, даже не упоминавшимся в паспортах  местом рождения. Но опять, -это факты двадцатого века…  А что было перед этим? Как приоткрыть завесу веков и заглянуть в прошлое. Где можно посмотреть  исповедные документы Посольского монастыря? Сохранились ли они? Жаль, что Татьяна об этом ничего не написала…  Может быть, кто-то видел  Заозеро на старых картах?

  В каких архивах – бурятском, иркутском — это спрашивать?  И как не «заплутать» в этих огромных хранилищах, пыльных фондах? Где за день или за два можно ничего не найти… Но наши «Кабанские Матёры» стоят времени и сил. И если удастся что-то отыскать, мы с радостью поделимся с читателями.

Елена ШУШУЕВА.

(Продолжение следует).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.