Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

22.07.2016 09:24 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 57-58 от 19.07.2016 г.

Сколько было Хараузов?

Супруги СУВОРОВЫ: «Усть-Харауз всегда с нами…».

Продолжаем рассказывать о населённых пунктах, исчезнувших с карты района.

  Вопрос этот весьма заинтересовал нас. Но ясного ответа на него получить нам пока не удалось. И вот почему. В устье Селенги был рыболовецкий пункт — небольшой посёлочек. Люди там жили постоянно. И назывался он, как мы думали, Харауз. Ровно девять лет назад мы писали об этом...

  Нынче встретилось новое название — Усть-Харауз… Так написано в военном билете 1941 года, выданном на имя Георгия Туробова, погибшего на войне. Селение Усть-Харауз значится в свидетельстве о рождении, выданном в 1940 году на имя Лидии Алексеевны Суворовой — Белозерцевой.
  Скорее всего, Харауз и Усть-Харауз — это название одного и того же населённого пункта. Но Лидия Алексеевна, которая живёт в Истомино, куда их переселили из Харауза, вспоминает, что был ещё и Старый Харауз, так его называли местные жители. Дома стояли ближе к маяку. У реки свой характер, и она периодически меняет русло. Старый Харауз подтопило. Людям пришлось перебраться на сухое место – чуть повыше.
  Посёлок Усть-Харауз состоял, если так можно выразиться, из нескольких микрорайонов. Лидия Алексеевна жила в «Старой борозде». «Борозда» — старое русло реки. Именовали так часть посёлка рыбаков, которая находилась на острове. Чтобы попасть в магазин, школу, клуб, летом из «Старой борозды» надо было переправляться на лодке «в центр».
  Жили в «Старой борозде» семьи Плюсниных, Корытовых, Зверьковых, Туробовых, Свиньиных, Суворовых, Ключерёвых. Дома стояли как бы линеечкой, на «гриве». И было всех вместе жителей, взрослых вместе с ребятишками, около пятидесяти человек. Ещё один «микрорайон» — «Некипеловский остров», там жили семьи Хамуевых, Куржумовых, Суворовых. А «на маяке», находящемся на некотором расстоянии, жили семьи Дмитриевых, Матвеевых, Тугариных. И всё это вместе считалось Усть-Хараузом.
  В Истомино живут и супруги Суворовы. Георгий Афанасьевич и Валентина Афанасьевна выросли в Хараузе, учились в одном классе Хараузинской начальной школы. Дом родителей В.А. Суворовой стоял «на стройке», в центре посёлка. Г.А. Суворов вырос на «Некипеловском». Многое они могут рассказать о том времени.
  В школе училось больше тридцати учеников. Классы совмещались. Вместе на одном уроке занимались первоклассники с третьеклассниками. А второклашки — с четвероклассниками. Учителями были мужчины. Супруги Суворовы вспоминают учителя Анатолия Кирсантьевича Ревина и очень строгого Фёдора Семёновича Третьякова.
  Был в посёлке свой детский сад – ясли. Заведовала им Аграфена Якимовна Суворова, нянечкой работала тётя Нюра Рыкова. В садике было всё, как и положено: отдельная спальня, маленькие стульчики, игрушки. Вся жизнь в посёлке «крутилась» возле реки. И даже дети любили играть, строя из стульев пароход. В то время в Хараузе основным транспортом был пароход «Чойболсан», несколько раз в неделю курсировавший по Селенге.
  В пятый класс родителям приходилось отправлять учиться своих чад в разные деревни. В основном туда, где были родственники, чтобы дети жили у них. Георгий Афанасьевич Суворов, например, учился в Степном Дворце. Зимой ребятишки ездили из школы домой на собаках. Запрягали крупных псов в сани, делали круглые хомуты, оглобли и летели по льду. Кто-то из детей двадцать километров бежал из Творогово, перемёрзнув и несколько раз поссорившись с товарищами за дорогу… Валентина Афанасьевна, в девичестве Гребнева, училась в Красном Яре. Зимой тоже пешком держала на каникулах неблизкий путь в Харауз: «Идёшь и идёшь. Дорога по льду не даст заблудиться! А варнаков тогда не было»…
  Сильно пожилых людей, стариков в Усть-Хараузе не помнят. В основном здесь жила молодёжь, люди трудоспособные. Особенно много народу собиралось летом. Рыба ловилась и шла на рыбоприёмный пункт, было её «не мерено – не вешано»…
  Приходили лодки, другой флот: боты, фелюги из многих организаций: ПВЗ, рыбтреста, рыбзавода, колхозов. Некоторые рыбаки жили в общежитии. А многие просто табором вставали на берегу. Уходили в море на ночь, утром возвращались. Георгий Афанасьевич, всю жизнь проработавший рыбаком, вспоминает: «Закинешь сети. И всю ночь болтаешься в море».
  Был ещё в Усть-Хараузе фельдшерский пункт; пекарня, где супруги Жилины – Гавриил и Анна — пекли хлеб в больших формах «кирпичиками». Было кладбище. Жили в Усть-Хараузе все одинаково. Хоть и бедно, но радостно, дружно. Если рыбаки в море не уйдут, то вечером в клубе танцы под гармошку. Кино показывали часто. Детский сеанс стоил пять копеек, взрослый – 20.
  На Пасху в Усть-Хараузе ставили большие качели. Дети играли в «чижика», в «выжигала» мячиком из шерсти. Хозяйки любили стряпать вкусные, пышные хворосты. И, конечно, мастерски готовили рыбу. Омуль был крупным, жирным, частенько ловились мощные осетры. Мелкого осетра — «костерку» рыбаки отпускали в море — пусть подрастёт…
  А птиц в Усть-Хараузе было!.. В «Старой борозде» гнездились утки, гуси, чуть подальше – лебеди. Ребятишкам давали корзинки и они шли, словно в курятник, собирать яйца. Коров держали, а вот огороды не садили. Сильно было мокро, ничего не росло.
  Работать в Усть-Хараузе умели и любили. Начальником рыбпункта был Василий Колмаков.
  Валентина Афанасьевна семнадцатилетней девушкой два сезона ходила матросом второго класса на катере «АМБ №89». Капитаном был Иван Орлов, механиком Григорий Рудых. Поднимались с грузом до самого Нижнеангарска, ходили и до Танхоя. Вот так и жили в речном посёлке до самого переселения, до 1956 года. Хорошее было время…
  И всё-таки, сколько же было Хараузов? Если жизнь Усть-Харауза мы немного осветили, то что делать с «Захараузомъ»? Это название с написанным твёрдым знаком «ять» обозначено, как населённый пункт в устье Селенги на карте – поземельном плане наделов, составленной ещё в 1913 году…
  Семён Артёмович Перфильев из Байкало-Кудары, давний автор «Кабанских Матёр», несколько лет назад написал в редакцию письмо, где указал, что житель села Колесово Волков говорил, будто в Хараузе царь поставил свой оплот, там жили казаки и солдаты… К сожалению, никаких документальных подтверждений этого пока нет. Но если у читателей есть какие-то зацепки, то история «Кабанских Матёр» может пополниться ещё одним рассказом.

Елена ШУШУЕВА.
с. Творогово — с. Истомино.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.